Первая Black Friday Real Estate или «Черная пятница на рынке недвижимости» состоялась в июле этого года в Москве. Неординарный маркетинговый ход был придуман и реализован ассоциацией REPA. Как сообщил управляющий партнер ассоциации Филипп Третьяков, 13 ноября «Черная пятница» стартует в Северной столице. По его мнению, мероприятие должно стать ежегодным.

Аттракцион невиданной щедрости

По словам Филиппа Третьякова, главная цель акции – «раскачать» клиента, который стал не в меру задумчив в период экономического кризиса. Даже запланировав покупку квартиры, потенциальный покупатель выжидает в надежде, что в ближайшие месяцы цены рухнут на 30-40%. «Смысл “черных пятниц” в том, что человек должен быть уверен: три дня в году ему будут предложены самые интересные условия покупки жилья», – поясняет Третьяков.

Black Friday Real Estate организуется следующим образом. На специально созданной интернет-странице за неделю до начала торгов будут представлены объекты застройщиков, участвующих в акции, и начнется массированная рекламная кампания. В день Х зарегистрировавшиеся на сайте потенциальные покупатели увидят квартиры, продающиеся в каждом доме, и смогут при помощи СМС-сообщения забронировать любую из них, зафиксировав предложенную цену. Далее все как обычно: посещение офиса, подписание договора, оплата.

В Москве, по данным REPA, в мероприятии участвовали 48 компаний и были выставлены на продажу 2,7 тыс. лотов в 61 жилом комплексе. «Предложенные скидки зависели от маркетинговой политики застройщика и составляли по каким-то объектам 5%, по каким-то – 10% и даже 15%. Но 30-40% дисконта никто не давал», – рассказывает Филипп Третьяков.

Итоги первого мероприятия следующие. За десять дней Black Friday Real Estate было зафиксировано 1,6 млн просмотров страниц на сайте, зарегистрировано 2,9 тыс. броней. Но «выстрелило» не так уж много: заключено 196 сделок со средней ценой 4 млн руб.

По словам организаторов, часть броней была реализована позже, запущенные в «Черную пятницу» продажи продолжались еще несколько недель. Однако пролонгированный эффект специалисты REPA не посчитали и точное количество продаж назвать не смогли. Некоторые участники высказались весьма позитивно. «Метриум Групп» продала порядка 10% от выставленного объема, а после рассмотрения всех ипотечных заявок показатель может вырасти до 15%, отметила гендиректор компании Мария Литинецкая. По ее словам, результат был достигнут, несмотря на то что на продвигаемые «Метриум Групп» объекты застройщики предоставили в основном довольно умеренные скидки в диапазоне от 2% до 20%.

Петербург – не Москва

Сами организаторы признают, что после московской премьеры в СМИ появились отзывы с некоторым оттенком разочарования от размера скидок. «Люди, которые действительно хотели купить жилье, но ждали распродажи, скорее всего, рассчитывали на более значительный дисконт. Конечно, скидки в 70-90%, как на одежду, на рынке недвижимости невозможны, но 20-25% – это вполне реально, и такой дисконт мог бы существенно увеличить число потенциальных покупателей», – отметил руководитель IRN.RU Олег Репченко. Скидки на значительную часть лотов не превышали 5-10%. По данным IRN, без всяких распродаж снижение цен на новостройки в Москве и Подмосковье в рамках акций в настоящее время достигает 20-25%.

«Black Friday Real Estate – безусловно, интересная и оригинальная задумка. Но не уверен, что она сработает на петербургском рынке», – сомневается главный аналитик ГК «Бюллетень Недвижимости» Сергей Бобашев. По его словам, между рынками двух столиц есть коренные различия. Во-первых, московские цены, а значит, и маржа застройщиков, выше петербургских. Во-вторых, соотношение спроса и предложения на петербургском рынке пока лучше, чем на московском. «Продажи идут, пусть и не такими темпами, как год назад. Но падение спроса оказалось не катастрофичным. Потому петербургские застройщики не готовы так “двигаться” в ценах, как московские», – отмечает Сергей Бобашев.

По данным БН, средний по рынку размер скидок на квартиры в новостройках в августе составил 12%. В сентябре в рамках акций некоторые застройщики на отдельные объекты предлагали скидки до 27%. «Но надо понимать, что максимальный дисконт к цене дают на новостройки, расположенные за КАД в локациях с высокой конкуренцией (Мурино, Кудрово, Новое Девяткино)», – поясняет руководитель Центра исследований и аналитики ГК «БН» Марина Чижкова. В обжитых районах Петербурга цены на многие объекты растут.

Кроме того, эксперты высказывают опасения, что «Черная пятница» сыграет с рынком недобрую шутку. Акция окажется таким «мини-пылесосом», который, подтолкнув колеблющихся покупателей к заключению сделки, высосет потенциальный спрос на несколько месяцев вперед.
 

Текст: Елена Денисенко    Фото: pressfoto.ru