В рамках очередного объезда городских территорий корреспонденты БН решили выяснить, как сегодня живется в этом муниципальном округе.

Точка на карте

Этот муниципальный округ расположен в северной части Красносельского района. На севере он граничит с МО Автово, на юге – с округом Урицк, на востоке – с МО Юго-Запад, и на юго-западе – с Сосновой Поляной.

Южной границей МО Южно-Приморский (бывший МО №38) выступает Петергофское шоссе (ранее – Петергофская дорога), четная сторона которого богата историческими памятниками. Еще в XVIII веке здесь появился ряд усадеб, в числе которых Новознаменка, Литания, дача Миниха и некоторые другие. На нечетной (северной) стороне строились дачи попроще. Во второй половине XIX века вдоль Петергофской дороги стали размещаться промышленные и транспортные предприятия.

В 1941 году здесь находился один из последних рубежей обороны Ленинграда, а еще через три года отсюда началось активное наступление воинских частей, участвовавших в операции по окончательному снятию блокады.

Большинство кварталов старой застройки здесь сформировано панельными зданиями

Послевоенная жилая застройка, сформировавшая заметную часть жилого фонда соседней Сосновой Поляны, практически не затронула территорию к югу от Петергофского шоссе.

Массовая жилая застройка началась здесь лишь в 70-80-х годах прошлого века.

Как добраться

Одна из болевых точек округа – транспортная доступность. На сегодняшний день ближайшими станциями метро здесь являются «Автово» и «Ленинский проспект». Теоретически с самого отдаленного обжитого квартала округа (на сегодня это территория «Балтийской жемчужины») до них можно было бы добраться минут за 20. В реальности сильная загруженность автомагистралей округа, которая с ростом новой жилой застройки только усугубляется, в часы пик нередко увеличивает это время в три и более раз.

Несмотря на взрывной рост населения МО, ожидать появления здесь собственной станции метро в ближайшее время не стоит. Давно обещанная станция «Брестская» пока что находится лишь в перспективных планах, начало реализации которых отнесено на 2025 год.

Возможно, транспортную доступность немного улучшит введение в строй станции «Казаковская», которую планируют открыть в 2022 году на пересечении проспекта Маршала Жукова и улицы Маршала Казакова.

Где гулять

Основной изюминкой этой локации, конечно же, является Финский залив – вдоль него тянется северо-западная граница округа. К сожалению, в градостроительном плане  это преимущество никак не обыграно – благоустроенной прогулочной зоны здесь нет, дикий пляж довольно сильно замусорен, да и добираться из большинства жилых кварталов округа сюда не очень удобно.

Определенные надежды на то, что береговая линия приобретет цивилизованный вид, связаны с продолжающейся жилой застройкой прибрежных кварталов 28-29 (ЖК «Южная акватория» и «Огни залива»). В рамках проектов застройщики декларируют работы по благоустройству территории и создание прогулочных зон.

Проект «Балтийская жемчужина» дал старт настоящему строительному буму в этом МО

Между Петергофским шоссе, улицей Доблести, улицей Маршала Захарова и Дудергофским каналом расположился довольно крупный парк отдыха. До 1991 года он назывался парком В. И. Ленина, позже был переименован в Южно-Приморский, о чем многие жители округа не подозревают до сих пор – так плотно вошел в обиход исторический топоним.

Парк площадью 58 га был разбит в 60-70-х годах прошлого века. Изначально предполагалось, что территория объекта будет значительно больше, однако архитектурные планы пришлось урезать в угоду жилой застройке. Сегодня всю территорию парка можно условно разделить на две части: обустроенную (с прогулочными дорожками, аттракционами, ландшафтными площадками и т.д.) и дикую – заросшую кустарником и облюбованную многочисленными компаниями любителей пикников.

Периодически появляются проекты застройки части территории парка, но каждый раз протесты общественности тормозят их еще на стадии обсуждения.

Очень неплохо выглядит внутриквартальное озеленение, в том числе и территорий старой панельной застройки – планировки большинства из них формируют зеленые внутренние дворы, закрытые от шума и суеты автомобильных трасс.

Шопинг, школы, детсады

По данным администрации муниципального округа (со ссылкой на УФМС СПб по Красносельскому району), численность населения Южно-Приморского к лету 2015 года составляла 117 тысяч человек.

Количество школ и детских садов для такого количества жителей избыточным назвать трудно: в округе работает 9 общеобразовательных школ (плюс гимназия, лицей искусств и коррекционная школа) и 17 детских дошкольных учреждений. Новые образовательные объекты запланированы в рамках проектов КОТ, некоторые из них уже близки к завершению, тем не менее, на текущий момент в действующих школах и детсадах наблюдается определенный дефицит мест.

Парк «Южно-Приморский» – одно из излюбленных мест отдыха жителей округа

Заметны очереди и в поликлиниках – их здесь всего четыре.

Администрация муниципального образования признает наличие проблем. К примеру, в квартале 20, ограниченном Ленинским проспектом, проспектом Героев, улицей Маршала Захарова и улицей Доблести недавно появился ряд новых панельных домов, предназначенных для расселения семей из ветхого и аварийного жилья. По данным администрации МО, именно этот квартал является самым проблемным с точки зрения обеспечения социальной инфраструктурой.

Зато с объектами торговли дела в Южно-Приморском обстоят очень неплохо. Помимо старых универсамов и торговых центров в кварталах советской застройки в последние годы появился ряд новых ТЦ, а первые этажи в новых жилых комплексах активно осваиваются стрит-ритейлом.

Ну и, конечно, чем-то вроде «дворца шопинга» для всех жителей округа и приезжих из соседних округов стал ТЦ «Жемчужная плаза» – один из немногих городских торговых комплексов, где заполняемость арендаторами сегодня составляет фактически 100%.

Где жить

В советское время жилищная застройка округа велась в шести жилых кварталах, ограниченных Петергофским шоссе, Брестской улицей, Ленинским проспектом и улицей Доблести.

Здесь возводились преимущественно панельные здания 137-й и 600-й серий в различных модификациях. В 90-х годах в округе появилось несколько кирпичных и панельно-монолитных зданий.

Но настоящий строительный бум начался в середине нулевых годов со старта проекта «Балтийская жемчужина». С тех пор в округе было возведено несколько десятков жилых домов. Самое масштабное строительство развернулось именно в кварталах «Балтийской жемчужины», но и другие территории округа, в том числе и со сложившейся панельной застройкой, активно прирастали современными ЖК.

Сегодня строительные работы продолжаются на целом ряде объектов, в числе наиболее крупных: ЖК «Южная акватория», «Огни залива», «Балтийская волна», «Прибалтийский» и «Duderhof Club».

Фоторепортаж (19 фото)

По данным Центра исследований и аналитики ГК «Бюллетень Недвижимости», средняя цена квадратного метра жилья в МО Южно-Приморский на момент подготовки публикации вплотную приблизилась к 100 тыс. руб.

Дешевле всего стоят квартиры в домах «старой панели» – цена «квадрата» составляет менее 93 тысяч. Чуть подороже объекты в монолитных домах – здесь аналогичный показатель превышает 94 тыс. руб. Средняя цена квадратного метра в «новой панели» – 95 тыс., в кирпичных зданиях – почти 100 тысяч, а на вершине ценового рейтинга расположились квартиры в кирпично-монолитных ЖК – здесь «квадрат» стоит более 107 тыс. руб.

Цена на самые дешевые однокомнатные квартиры в кварталах старой панельной застройки стартует с 2,8 млн рублей, на «двушки» – с 3,5 млн, а трехкомнатные квартиры выставляются на продажу от 4,7 млн рублей.

На сегодняшний день жилая застройка МО Южно-Приморский очень разнообразна и способна удовлетворить притязания покупателей с самыми разными запросами и финансовыми возможностями. Планировки как новых, так и старых кварталов, выглядят весьма комфортными для жизни, а проблемы отсутствия ряда объектов социальной инфраструктуры, по нашему мнению, здесь будут хоть и с некоторым отставанием, но решены. Таким образом, территория этого МО будет и в дальнейшем пользоваться достаточной популярностью у тех покупателей жилья, которые готовы мириться с некоторыми неудобствами транспортного сообщения.

Тип квартиры

руб./кв. м

тыс. руб.

1ккв

107 602 3 803

2ккв

97 875 5 591

3ккв

87 255 7 348

4ккв

82 768 8 645

Хккв

77 593 10 103

ИСТОЧНИК: ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ И АНАЛИТИКИ ГК «БЮЛЛЕТЕНЬ НЕДВИЖИМОСТИ»

Тип дома

руб./кв. м

тыс. руб.

Кирпич

99 929 5 904

Кирпич/монолит

107 224 5 118

Монолит

94 014 5 436

Новая панель

95 215 4 851

Старая панель

92 993 4 779

ИСТОЧНИК: ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ И АНАЛИТИКИ ГК «БЮЛЛЕТЕНЬ НЕДВИЖИМОСТИ»

Текст: Андрей Грязнов    Фото: Алексей Александронок