Градостроительный совет при правительстве Петербурга рассмотрел в пятницу, 13 сентября, концепцию единого городского парковочного пространства. Документ представил глава Комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) Олег Рыбин и директор Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центр транспортного планирования» Рубен Тертерян.

Парковка в центре – только за плату
Как сообщил Олег Рыбин, в настоящее время в Петербурге насчитывается более полутора миллионов автомобилей, но парковочными местами обеспечено лишь 35-40%. «Мы понимаем, что с годами количество машин в Петербурге будет только расти. И уже сейчас нам необходимо принять решения, которые позволят удовлетворить потребность жителей в парковках», – подчеркнул он.

Согласно новой концепции паркинги предполагается создавать в подземных пространствах под городскими площадями и улицами, размещать их на месте ветхих и аварийных зданий. Автостоянки в центре города должны стать платными.

В настоящее время чиновники рассматривают два варианта организации платных стоянок в центре. По первому варианту в городе планируется сформировать три территориальные зоны с различной почасовой стоимостью за парковочные места. Плата будет зависеть от степени близости к центру. Машины можно будет ставить в паркингах, на открытых автостоянках, обочинах и т. д.

Согласно второму варианту парковочные места будут организовывать точечно, поблизости от наиболее загруженных магистралей, и плата будет одинаковой на всей территории исторического центра. При этом парковка машин на соседних с магистралями улицах и проспектах будет полностью запрещена.

Олег Рыбин отметил также, что для введения системы платных автостоянок в Петербурге потребуется организация городской службы парковок – она будет взимать средства с граждан и перечислять их в городской бюджет. «Такие службы в США были созданы еще в 30-е годы прошлого столетия, в Европе – в 60-е, в Москве – два года назад», – пояснил он. Как уточнил присутствующий на заседании Градсовета вице-губернатор Сергей Вязалов, сейчас 5-7% доходов столичного бюджета формируется за счет средств, которые взимаются с граждан за платные парковки. Казна Петербурга по этой статье не получает ни копейки.

Рубен Тертерян добавил, что сейчас в центре города в интервале между девятью часами утра и девятью часами вечера петербуржцы паркуют 130-140 тысяч автомобилей. «На 60% это владельцы машин, которые приезжают в центр на работу. И, по нашим расчетам, именно эти граждане должны пользоваться платными парковками, а для жителей центра автостоянки должны организовываться за счет города», – добавил он.

Не в компетенции
Члены Градостроительного совета сочли, что в представленной чиновниками концепции нечетко сформулированы ее основные цели. Также выяснилось, что к подготовке проекта не были привлечены специалисты СПб ГКУ «НИПЦ Генплана Санкт-Петербурга», а единый разработчик вовсе отсутствует.

«Из того, что я услышал, мне непонятно, какие конкретно задачи хочет решить город: обеспечить парковочными местами всех желающих в центре или разгрузить его от транспортных потоков? Возможно, это произошло, потому что власти не учли все существующие в Петербурге наработки по теме платных парковок», – высказал общее мнение руководитель Центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов.

Архитектор Олег Романов назвал второй вариант размещения паркингов непродуманным, «сырым». «Никто не захочет платить за места, люди просто будут отъезжать на автомобилях на несколько десятков метров и парковаться бесплатно во вторых и третьих дворах домов», – уверен он.

Кроме того, архитекторы и градозащитники сочли, что в компетенцию Градостроительного совета входит рассмотрение градостроительных, а не экономических вопросов. В ответ на это вице-губернатор по строительству Марат Оганесян предложил концепцию доработать совместно с депутатами Законодательного Собрания. «Мы пришли к вам не просить дать «добро» на платные парковки. Мы хотели лишь, чтобы Градсовет признал проблему нехватки парковочных мест принципиально важной для города. Я считаю, что нам необходим городской закон, который определил бы схему зонирования парковок и механизмы установления тарифы. Этот документ должны подготовить депутаты», – заявил вице-губернатор.

При этом Марат Оганесян отметил, что, по его мнению, любой человек, который приобретает машину и не покупает место в паркинге или гараже, должен планировать для себя расходы не только на техническое содержание автомобиля. «Ему следует предусмотреть затраты и на место для машины, в том числе и около дома. Парковки должны быть платными – это мировой опыт, и Петербург к нему придет», – сказал он.

Примечательно, что в 2011 году депутат Законодательного Собрания Виталий Милонов уже выходил с законодательной инициативой запретить бесплатную парковку во дворах, но одобрена она не была.

Очевидно, что на подготовку закона депутатам потребуется время. Ранее предполагалась, что платные парковки на территории Петербурга начнут действовать в пилотном режиме уже с 2014 года, а полностью система заработает в течение двух ближайших лет. Теперь же, по оценкам Рубена Тертеряна, на разработку документа может уйти около года. Как считает депутат Милонов, еще около полугода понадобится на рассмотрение и утверждение документа в Законодательном Собрании. Таким образом, платные парковки в центре могут появиться не ранее 2015 года, и то лишь в пилотном варианте.

В настоящее время на одну тысячу петербуржцев приходится 300 автомобилей. К 2020 году этот показатель может вырасти до 380.

Текст: Светлана Коваленко    Фото: Алексей Александронок