Жители и градозащитники уже три недели пикетируют Смольный, прокуратуру города и КГИОП. На днях губернатору Петербурга было передано письмо с пятьюстами подписями с требованием обязать КГИОП провести историко-культурную экспертизу объекта. Ранее были переданы обращения прокурору города и полпреду Президента РФ в СЗФО.
На Шпалерной, дом 51 (лит. Б, В, Г, Д, Е, Ж, К, Л, М, Н и П), на месте бывших казарм XVIII-XIX веков, компания «Реформа» намерена построить многоэтажный элитный жилой комплекс с подземным паркингом.
Аргументы жителей
При передаче обращения в Смольный к пикетчикам вышел председатель КГИОП Александр Макаров. Как сообщила активистка Анна Дудникова, глава комитета назвал казармы «руинами», «ангарами» и добавил, что они не представляют исторической и архитектурной ценности. Фасады, составляющие уличный фронт (выходящие на Кавалергардскую и Ставропольскую), восстановят «по коньку», а застройка будет «тактичная и современная».
По сведениям активистов, в корпусах на Шпалерной, дом 51, лит. Б, В, Г, Д, Е, Ж, К, Л, М, Н и П) могли располагаться Аракчеевские казармы Павловского периода, либо – казармы Кавалергардского полка, там могли жить герои 1812 года. С определенностью скажут эксперты.
Жители из соседних домов по Шпалерной, Тверской, Ставропольской и Кавалергардской улицам опасаются, что стройка на нестабильных песчаных грунтах, в тридцати метрах от их домов, опасна для зданий. «Зачем нам строительный кошмар, он лишит нас солнца, зелени, добавит грязи, шума, машин? – говорят они. – Мы будем писать Владимиру Путину и Сергею Шойгу, чтоб восстановили казармы и устроили там музей Вооруженных Сил России».
Как сообщила корреспонденту БН глава инициативной группы жителей дома 14 на Тверской улице Алла Верижникова, на днях ей позвонил некто Кирилл, представившийся старшим менеджером компании «Реформа». «Мы постараемся учесть материальные пожелания жителей, дабы никто не был ущемлен», – увещевал он.
В соседних дворах активисты видели двух женщин, представлявшихся «инициативной группой жильцов», которые собирали подписи «за строительство детской площадки». Жители присмотрелись к их бумаге – наверху было: «Просим ускорить согласование проекта благоустройства территории, инициированного ООО «Реформа». Активисты уже написали соответствующее опровержение муниципальным властям.
Факты градозащитников
Градозащитники из общественных организаций «Охтинская дуга» и Группа ЭРА в своих обращениях властям указывают, что проект планировки и межевания территории не прошел общественного обсуждения. А строители уже бурили шурфы, вывешивали в жилых домах листовки автомобилистам с просьбой «убрать машины в связи с готовящимся вскрытием асфальта экскаватором». С казарм ночью снимают проводку – готовят их к сносу?
Градплан, если исходить из ответа Смольного депутату ЗакС Алексею Ковалеву, был выдан заказчику в КГА до утверждения проекта планировки и межевания и «не предполагает строительства и реконструкции». КГИОП уже возвращал заказчику концепцию застройки и результаты обследования зданий на доработку – для приведения их в соответствие с режимами охранной зоны.
«На застройку уличного фронта по Шпалерной улице, – говорилось в ответе депутату, – распространяется режим ОЗ 2» (разрешено восстановление (реконструкция) историко-градостроительной среды, допустим лишь снос диссонирующих объектов). КГА вернул документацию заказчику на доработку – отсутствовало заключение КГИОП по историческому межеванию, наличию исторических зданий и т. п. «Здания под лит. Б, К, Л, Н являются историческими (до 1917 года постройки) по данным ПИБа Центрального района, – говорится в ответе Смольного. – Года постройки домов лит. В, Д, Ж и М в КГИОП отсутствуют. Здания под лит. Г, Е и П – неисторические».
Лишь весной 2013 года КГА ответил жителям, что по распоряжению комитета ООО «Реформа» разработала проект планировки территории, он проходит согласования. Позднее КГИОП письмом согласовал выводы об «аварийности» корпусов, техническое обследование которых по заказу «Реформы» провела компания «Строй-Эксперт Проект».
Нужно чаще встречаться
Как прокомментировал БН генеральный директор ООО «Строй-Эксперт Проект» Марат Каргинов, корпуса по Шпалерной, 51, – аварийные. Четыре исторических корпуса, которые формируют уличный фронт, демонтируют (лит. Б, К, Л, Н) с последующим восстановлением (судя по тому, что сказал жителям г-н Макаров, – в прежнем виде восстановят только фасады – БН). Остальные здания снесут.
«Я только с совещания в КГИОП, – рассказал Марат Каргинов. – Руководство комитета и Госстройнадзора выезжало на Шпалерную, 51. Есть резолюция губернатора – проверить законность происходящего. Решено, что все законно. Застройщик строительство не ведет, разрешения на это пока нет. Здания аварийные, наше техзаключение верное».
По словам г-на Каргинова, проектная документация сдана заказчиком на экспертизу. Градплан выдан давно. Проект планировки разработан.
«Жители не в курсе, что «Спецпроектреставрация» по заказу ООО «Реформа» еще в 2012 году провела историко-культурную экспертизу и установила, что это не памятники, – продолжает директор. – Корпуса в плачевном состоянии, и мы рекомендовали снос. Готовы отстаивать свое заключение даже в суде».
Примечательно, что КГИОП в ответе жителям еще в 2012 году подтвердил, что памятников среди упомянутых корпусов нет, а конфликт разгорелся только после того, как инвестор вышел на стройплощадку.
Корреспондент БН связался с начальником управления Госстройнадзора Вячеславом Захаровым. «Строительство начнется, когда фирма получит разрешение от нас и «добро» на снос от КГИОП, – сообщил тот. – Ситуация на контроле у губернатора. Флигеля по Шпалерной улице в жутком состоянии. А у градозащитников нет пока доказательств, что это – бывшие Кавалергардские или еще какие казармы…»
Чем завершится противостояние – пока неясно. Очевидно, что жителям и градозащитникам порой остро не достает информации, чтобы достоверно судить о происходящем. Ясно также, что властям, строителям и активистам «надо почаще встречаться». Чтобы не держали граждане сутками плакаты об «убийстве национального наследия» и не винили строителей и власти в «равнодушии к отечественной истории и культуре».