Председатель Контрольно-счетной палаты Петербурга (КСП) Вадим Лопатников отчитался в среду, 3 апреля, перед депутатами Законодательного Собрания о ходе продолжающейся проверки расходования средств на строительство стадиона для «Зенита» на Крестовском острове. Первые контрольные мероприятия в ее рамках прошли еще в конце 2012 – январе 2013 года, и их результаты представили парламентариям. Но тогда о выявленных в ходе проверки финансовых нарушениях ревизоры в своих отчетах предпочли говорить крайне аккуратно. Более того, неожиданно для парламентариев документу присвоили граф «для служебного пользования». В итоге он так и не был официально опубликован и размещен на сайтах КСП или Счетной палаты России.

Впрочем, в ходе повторного отчета Вадим Лопатников также был очень осторожен. Он сообщил лишь, что были выявлены финансовые нарушения (завышенная стоимость проектирования, закупка «лишнего оборудования», авансы за неподтвержденные документами работы) на общую сумму в 11 млрд руб. Причем из этой суммы 6,6 млрд руб. были израсходованы «неэффективно».

«Говорить о том, были ли эти деньги украдены, пока рано. Сейчас мы изучили лишь 80% всей документации по объекту. Оставшиеся материалы только начали получать», – отметил председатель КСП. По его словам, сейчас сметная стоимость строительства стадиона на Крестовском составляет 34,9 млрд. руб. – это цена, утвержденная Главгосэкспертизой.

Примечательно, что в конце марта Комитет по строительству Правительства Петербурга оценивал окончательную стоимость стадиона меньше почти на миллиард – в 34 млрд руб.

Впрочем, депутатов больше волновало, на основании каких документов и законов Петербург вообще взял на себя обязательства финансировать стройку. У главы КСП ответа не нашлось. «Выяснить это обстоятельство не было задачей нашей первоначальной проверки. Возможно, этот вопрос встанет в дальнейшем», – отметил Вадим Лопатников.

Еще сильнее депутаты хотели знать, почему результаты проверки вдруг оказались засекреченными. Однако и на этот вопрос вразумительного ответа не последовало.

Депутат Борис Вишневский сообщил журналистам, что на днях все-таки смог получить от главы Счетной палаты РФ Сергея Степашина копию отчета с пометкой «для служебного пользования». «Судя по приведенным там данным, финансовые нарушения при строительстве стадиона могли составить 22 млрд руб. Из них чистые хищения – 6,6 млрд руб.», – рассказал Борис Вишневский.

По его словам, из документа следует, что контракты с бывшим подрядчиком, ООО «Авант», и нынешним, «Трансстроем», были заключены незаконно. Например, договор с «Авантом» был подписан чиновником, не имевшим на это полномочий, и без полагающегося положительного заключения госэкспертизы на проектно-сметную документацию. Кроме того, после удорожания сметной стоимости стадиона почти на 10 млрд руб. город не имел права продлевать договор с «Трансстроем», а должен был его расторгнуть и заключить новый.

Также парламентарий добавил, что в отчете указывается о выделении городскими властями аванса «Трансстрою» на сумму 3,8 млрд руб. Однако подрядчик до сих пор не представил документацию, подтверждающую выполнение части работ.

Среди других нарушений: город «переплатил» почти 1,2 млрд руб. на подготовку проектно-сметной документации и изыскательские работы. Еще 155 млн ушли на «бросовые затраты» по монтажу железобетонных конструкций и последующему их демонтажу в связи с корректировками проекта. Кроме того, 287 млн руб. Петербург потратил на закупку зрительских кресел, часть из которых сейчас хранится на открытом воздухе. «Полагаю, что имеющиеся в отчете сведения говорят о совершении преступлений, предусмотренных статьями 159 (мошенничество) и 160 (растрата) Уголовного кодекса РФ», – сказал Борис Вишневский.

Депутат сообщил, что уже обратился в городскую прокуратуру и Следственный комитет РФ с просьбой рассмотреть возможность возбуждения уголовных дел по данным фактам.

Вадим Лопатников пытался предостеречь депутатов от преждевременных выводов. «Цифры в отчетах ревизоров будут меняться в зависимости от дальнейших предоставленных сведений. Теперь наша совместная с городскими властями задача заключается в том, чтобы не допустить дальнейшего удорожания объекта и завершить его в срок – в конце 2015 – начале 2016 года», – заключил глава КСП.

Примечательно также, что в Комитете по строительству раньше называли более точную дату – 20 октября 2015 года. Видимо, чиновникам придется постараться, чтобы выполнить свое обещание.

Буквально на днях стало известно, что федеральный бюджет не планирует выделять деньги на эту стройку. Впрочем, возможно, Петербургу взамен предоставят средства на строительство новой станции метро «Новокрестовская». Она станет продолжением – после «Приморской» – так называемой зеленой линии метрополитена и будет обслуживать в том числе посетителей футбольных матчей на будущей арене.

Текст: Светлана Коваленко