Нечистая сила под «Северной короной»

10.08.2009 | 19:05

Новость о скором сносе гостиницы «Северная корона», распространившаяся из управляющей компании, не находит официального подтверждения. Есть сведения, на ее месте построят жилье. Двадцатилетний долгострой стал городской достопримечательностью как источник многих необъяснимых неприятностей. Не иначе тень Гришки Распутина мутит воду в Карповке.

Единственным документальным подтверждением намерения собственников участка иначе распорядиться участком может служить распоряжение правительства Петербурга от 24.03.09, по которому ООО «Северная корона» до 30 марта 2010 года надлежит разработать проект планировки и межевания квартала между улицей Профессора Попова, Каменноостровским проспектом, набережной Карповки и Иоанновским переулком.

Общественных слушаний проекта пока не было. За строительным забором на углу набережной Карповки и Каменноостровского проспекта никакой активности не наблюдается, недострой зарастает крапивой и кустарником, а телефоны ООО «Северная корона» молчат. В управляющей проектом компании  «Еврофинанс Девелопмент» от комментариев отказываются. Официальным структурам – Госархстройнадзору и КГА - о сносе горемычного объекта ничего конкретного не ведомо.

А между тем строительство, начатое еще в Ленинграде, крупнейшем областном центре Советского Союза, уже по-своему туристически привлекательно. Когда над атриумом появилось проросшее сквозь здание дерево, экскурсоводы стали обращать внимание на эту последнюю стройку коммунизма и обиталище нечистой силы.

Череда невзгод

Неприятности начались задолго до начала строительства.

Первоначальный заказчик проекта - Госкомтуризма СССР, намереваясь возвести образцовый отель, не отступая при этом от советских норм, наседал на группу авторов мастерской Прибульского из ЛенНИИпроекта. В 1988 году это была еще гостиница «Петроградская» на 1000 мест. Известный своей вспыльчивостью главный архитектор проекта Марк Рейнберг устроил в институте грандиозный скандал и уволился вместе со своим помощником Александром Мудролюбовым.

«И хорошо, что уволился, – комментирует давние события Марк Рейнберг. - Тогда он свою мастерскую сделал и стал нормальным человеком, начал сам проектировать».

Вслед за ними много других архитекторов открыли свои персональные мастерские, а для Ленпроекта на несколько лет наступили тяжкие времена, пока советский проектный монстр не адаптировался к рыночным условиям. Доделывать проект осталась архитектор Лидия Ухова.

Снос старых зданий на набережной сопровождался яростными протестами общественности, хотя доходный дом (арх. Михаил Еремеев, 1899) и ветхие Карповские бани под охраной не состояли.

Строительство вела югославская фирма «Монтекс», пока не кончились деньги. До 1992 года недостроенная «Петроградская» оставалась в федеральной собственности, а затем была передана в ведение петербургского КУГИ, который учредил для достройки объекта АООТ «Интер-Отель Петроград». В новой структуре 92% акций достались банку «Санкт-Петербург», а долю города (8%) составляло незавершенное здание «Петроградской», оцененное аудиторами в $17 млн. По контракту стоимостью $58 млн с турецкой фирмой АТА отель, уже названный «Северной короной», к 1995 году должен быть сдан под ключ. Но когда объект был уже готов на 90%, в нем произошло весьма зловещее событие.

На банкете в честь пятилетия банка 2 ноября 1995 года здесь скончался митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, неутомимый разоблачитель иудейско-масонского заговора. Очевидец архимандрит Августин (Никитин) так описывает произошедшее: «Участники банкета ожидали тогдашнего мэра Анатолия Собчака с супругой, но чета опоздала почти на час. Когда высокие гости прибыли, жена мэра Людмила Нарусова подошла к владыке Иоанну под благословение. Благословив супругу Собчака, митрополит начал медленно оседать на пол…»

Далее череда разных невзгод: приостановка строительства, суды, перепродажи долей...

Банк «Сенкт-Петербург» с большим облегчением избавился от гостиницы, которая долго портила ему баланс. Объект с огромными долгами перешел в руки «Еврофинанс Моснарбанка» в 2004 году. Завершить стройку, в которую было уже вложено почти $90 млн, банк планировал к странной дате двадцатилетия начала стройки в 2008 году, но для этого требовалось вложить в модернизацию еще не меньше $10–20 млн. В октябре 2007 года гостиничный оператор Le Meridien, принадлежащий сети Starwood Hotels&Resorts Worldwide, объявил о намерении открыть отель весной 2010 года. Но бодрые реляции быстро затихли.

Пускай сносят!

Видимо, кризис вразумил ОАО «АКБ «Еврофинанс Моснарбанк», основным акционером которого является группа ВТБ (данные апреля 2009 г.), и собственник здания решил воспользоваться возможностью по новым Правилам землепользования и застройки построить здесь жилье. Пока с равной степенью вероятности отель будет частично сохранен или снесен. В последнем случае это станет прецедентом уничтожения архитектурного произведения при жизни автора.

Однако, Марк Рейнберг к судьбе своего детища относится беспечно: «А пускай сносят! Там же все сделано жестко по нормам «Интуриста». Заказчик с меня не слезал, чтобы я номер не увеличил, ничего не сделал лишнего, все сжал и наделал побольше ресторанов. Все это уже не годится по нынешним временам. Гостиницу нисколько не жалко. Жалко бани, которую я снес. Там мылся Распутин с Николаем Вторым. И я мылся после войны. Я жил в доме 44-б по Каменноостровскому, и с крыши писал этюд еще с баней. У меня литография сохранилась. Она была страшная совсем, но за то, что я снес баню, теперь сносят недостроенную гостиницу. Это проклятое место, и на нем ничего хорошего не выйдет».

Текст: Юлия Хопта   

Свежие статьи

Свежие новости