Алексей Кайдалов: «При расселении хрущевок учтут общественное мнение»

05.10.2007 | 10:25

Городская адресная программа развития застроенных территорий еще только внесена на рассмотрение в Законодательное собрание, но уже вызывает большой интерес со стороны горожан. Об особенностях ее реализации рассказывает заместитель председателя Комитета по строительству Алексей Кайдалов.

Алексей Анатольевич, планы городского правительства по реновации кварталов, застроенных домами первых массовых серий, постепенно обретают конкретику. Уже есть предварительный список первоочередных территорий, и их жители выражают определенное беспокойство за свою судьбу.

– В Комитет по строительству и письменно, и устно обращаются многие граждане с одним и тем же вопросом: что с нами будет? Постараюсь ответить всем сразу.

Начнем с того, что правительство Санкт-Петербурга 18 сентября этого года, рассмотрев проект закона об адресной программе СПб по развитию застроенных территорий, одобрила его в целом. После этого необходимо было внести ряд изменений и дополнений, затем документ поступил на подпись губернатору и передан в Законодательной собрание для утверждения.

Я предполагаю, что в процессе обсуждения в городском парламенте появятся какие-то новые территории. Каждый депутат хорошо знает потребности своего избирательного округа, у него может быть информация о территориях, которые не были учтены при подготовке адресного перечня. Сейчас в нем 43 территории в 11 районах нашего города.

Необходимо понимать, что программа рассчитана на период с 2007 по 2017 год и, конечно, список адресов будет в дальнейшем трансформироваться – в сторону расширения.

После того, как Законодательное собрание примет данный закон, начнется процедура, прописанная в постановлении городского правительства № 386 от 10 апреля 2007 года. У него очень длинное название: «Об утверждении положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при принятии решений о развитии застроенных территорий в Санкт-Петербурге и о проведении аукционов на право заключения договоров о развитии застроенных территорий в Санкт-Петербурге».

Перед принятием решения о развитии конкретной территории, готовятся документы, делается заключение Управлением инвестиций – организацией, подведомственной Комитету по строительству. Затем уже сам Комитет готовит постановление о проведении конкурса. Это требование федерального законодательства, и мы будем следовать ему однозначно.

Инвестор, который будет определен в качестве победителя, заключает договор на право развития территорий. Основные положения, которые должны быть отражены в договоре, прописаны в Градостроительном кодексе РФ. Инвестор берет на себя обязательства по передаче жилья под расселение и разработке проекта планировки. Его составной частью является так называемый план мероприятий. В нем прописывается очередность сноса, этапность строительства (если территория большая) и так далее.

Проект планировки, согласно законодательству, должен пройти процедуру публичных слушаний. А план мероприятий согласовывается общественной комиссией по развитию застроенных территорий. Этот термин возник во время обсуждения законопроекта на заседании правительства Санкт-Петербурга, губернатор дала поручение разработать соответствующее положение. В каждом районе, где есть территории из адресного перечня, будут создаваться такие комиссии. В их состав войдут местные жители, депутаты Законодательного собрания и муниципального образования, представители районной администрации, профильных комитетов городского правительства.
 
Губернатор Валентина Матвиенко высказалась по данному вопросу совершенно определенно: если будет стойкое и солидарное нежелание проживающих на конкретной территории что-либо сносить и развивать, и это будет зафиксировано как на общественных слушаниях, так и в решении общественной комиссии, город насильственно ничего навязывать не будет. Так что общественное мнение будет учитываться безусловно.

По какому принципу отбирались территории в тот адресный перечень, который сегодня находится в стадии рассмотрения? Можно ли уже сейчас говорить о потенциальных инвесторах?

- Перечень формировался, исходя из предложений районных администраций. Возможно, они и проводили предварительные консультации с потенциальными инвесторами, но мы руководствовались исключительно прямым обращением районных властей. Жилищный фонд первых массовых серий огромен, невозможно охватить его весь сразу. Но надо с чего-то начинать. Районы руководствовались в первую очередь состоянием домов, в том числе уже признанных аварийными или близких к этому.

При определении конкретных адресов, которые определяются под снос, какие критерии станут определяющими?

– Это будет делаться опять же с подачи районных администраций, которые знают свои территории лучше всех, и Жилищного комитета. Но еще раз подчеркну, что эти конкретные адреса будут фигурировать сначала в проекте планировки – а значит обсуждаться на публичных слушаниях. Также жители смогут высказать свою точку зрения в рамках общественных комиссий при утверждении плана мероприятий. Такого, что кто-то придет с бульдозером и по спущенному сверху списку «под нож» все снесет, не будет.

Что может быть рекомендуемо к сносу? Во-первых, те дома, которые признаны аварийными в установленном порядке, то есть имеются акты межведомственных комиссий – тут все понятно. Во-вторых, обратимся к тексту статьи 2 проекта Закона «Об адресной программе Санкт-Петербурга «Развитие застроенных территорий Санкт-Петербурга». Она гласит, что к сносу или реконструкции планируются «многоквартирные дома, построенные по типовым проектам в 1958-1970 годах, многоквартирные малоэтажные дома до 1966 года постройки, а также многоквартирные дома, размещение, вид разрешенного использования либо предельные параметры которых не соответствуют документам территориального планирования Санкт-Петербурга». Имеются в виду генеральный план, проекты планировок и правила их реализации. Исключение составляют объекты культурного наследия.

Это базовый принцип, но это не есть догма. И совсем необязательно, что все дома, вписывающиеся в указанные рамки, должны быть снесены. В каждом отдельно взятом случае инвестор при разработке проекта планировки руководствуется адресным перечнем, который ему дает районная администрация. Но тут могут быть разные ситуации. Что-то будет сноситься, что-то реконструироваться в рамках реновации отдельных домов, состояние которых не внушает опасений, но требует приведения в соответствие нормальному качеству жизни.
 
Таким образом, если дом недавно был отремонтирован и приведен в пристойный вид, он не пострадает?

– Естественно. Но возможен и такой вариант, что люди, проживающие в нем, будут говорить о том, что в этом доме по каким-то параметрам (помимо того, что фасады покрасили и оконные блоки поменяли) жить в нем плохо. В таком случае, при условии, что дом попадает под критерии статьи 2, по нему может быть принято решение о сносе. Нет никаких общих правил о том, что, например, вся серия ГИ идет под снос. Все зависит от сегодняшнего состояния здания, от мнения жителей, от намерений инвестора, позиции районной администрации и Жилищного комитета.

К сожалению, уже сейчас, на предварительной стадии, мы сталкиваемся с проблемой нагнетания массового недовольства среди жителей. Хотелось бы их успокоить: до тех пор, пока Законодательное собрание не примет закон, который утвердит данный перечень, никаких действий по подготовке постановлений о проведении конкурсов или, например, связанным с регистрацией по месту жительства, не будет проводиться. И если кто-то сейчас приходит к жителям и утверждает, что завтра все вокруг снесут, а их самих переселят, условно говоря, в район Понтонного, к этому нужно относиться как к намеренной дезинформации.

Очередность включения территорий из адресного перечня в работу по подготовке к торгам будет зависеть от заинтересованности фирм-застройщиков, готовности документации. Безусловно, многие территории не являются сладкой конфетой, они потребуют очень больших вложений. Но для города это не коммерческий проект, на котором он пытается заработать.

Есть поручение правительства Санкт-Петербурга провести первые два-три конкурса уже до конца этого года. Мы рассчитываем, что три-четыре пилотные территории будут готовы к тому, чтобы принять постановление городского правительства о проведении торгов и совершить эту процедуру в декабре.

Вы упомянули о больших затратах, которые требуется для реализации программы на части территорий. В этой связи возникает вопрос о социальных объектах – школах, поликлиниках и детских садах. Как с ними поступят, если они, например, находятся в аварийном состоянии? С другой стороны, если после реконструкции в квартале будет проживать значительно большее число жителей, то и количество таких объектов надо увеличивать.

– Ситуацию с объектами соцкультбыта, общественными зданиями, предприятиями торговли прояснит проект планировки. Он определит необходимость строительства новых и реконструкции старых зданий, будут сделаны соответствующие расчеты, исходя из современных норм, которыми застройщик обязан руководствоваться.

В свою очередь, и город не устраняется от реализации проблем – он будет принимать участие в строительстве объектов соцкультбыта, реконструкции объектов улично-дорожной сети, примыкающей к этому кварталу, в строительстве и запуске в эксплуатацию новых головных источников инженерии. Ведь понятно, что потребуется большее количество электроэнергии, воды, газа – и этим будет заниматься город. А вот все, что касается внутриквартальной территории, в том числе и замена сетей, это уже ответственность инвестора.

В адресном перечне есть несколько территорий, где отсутствуют свободные пятна для начала так называемого веерного расселения – негде строить первый дом. В частности, можно упомянуть кварталы 31 и 32 на Малой Охте. Что будет с ними – ведь многие жители согласны сменить хрущевки на комфортабельное жилье, но не готовы покинуть привычную среду обитания.

– Упомянутые вами кварталы как раз уже исключены из перечня из-за массовых протестов жителей по представлению районной администрации. Все-таки необходимо понимать, что для каждого главы района это вопрос чести мундира – не просто предложить территории для дальнейшего развития, но и получить конкретный результат. Построить новое жилье, новые детские сады и школы, сделать среду проживания по-настоящему комфортной – вот задача, решая которую необходимо использовать административный ресурс для помощи инвестору, например, в расселении. Глава администрации должен здесь проявить свои менеджерские качества. Поэтому мы ждем от районных властей активного участия в реализации программы по развитию застроенных территорий.

Текст: Игорь Воронин   

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: «Снос хрущевок»

Свежие статьи

Свежие новости