Легкорельс: из пригорода до метро за 15 минут

02.04.2014 | 11:00

В этом году в Петербурге начнется проектирование сразу трех линий легкорельсового трамвая. Они соединят с ближайшими станциями метро аэропорт Пулково, Колпино и Сертолово. А всего таких линий планируется построить тринадцать.

Пилотными проектами станут линии легкорельсового трамвая (ЛРТ) от станции метро «Купчино» либо «Звездная» (откуда именно, определится позднее) до аэропорта Пулково, от метро «Озерки» до Сертолово и от станции «Рыбацкое» до Колпино. ЛРТ будет отличаться повышенной средней скоростью хода – 30 км/ч (для обычного трамвая это недостижимый показатель).

От трех к тринадцати

Проектирование первых трех веток ЛРТ начнется до конца текущего года. Уже известно, что легкорельс до Пулково должен заработать до начала чемпионата мира по футболу (июнь 2018 года). Насчет Сертолово и Колпино такой уверенности пока нет. Но поскольку ветка от Рыбацкого получается довольно короткой и потребует наименьших вложений из городского бюджета (990 млн руб.), то у колпинцев есть хорошие перспективы начать пользоваться новым видом транспорта в том же 2018 году.

Развитие легкорельсового транспорта стало одним из ключевых пунктов повестки дня заседания Координационного совета по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленобласти, которое прошло 1 апреля. Докладчиком на нем выступил исполнительный директор ООО «Инвест-Консалт» Александр Перминов – его компания разработала программу развития ЛРТ в городе и его пригородах на ближайшую десятилетку.

Всего предполагается построить тринадцать линий легкорельса. Кроме уже упомянутых это еще десять направлений: проспект Большевиков – проспект Просвещения, Всеволожск – станция метро «Ладожская», Колпино – аэропорт Пулково, будущая станция метро «Юго-Западная» – Красное Село, Купчино – город-спутник «Южный», будущая станция метро «Зоопарк» – Конная Лахта, Шушары – Колпино, будущая станция метро «Коломяжская» – Лисий Нос, Стрельна – Наукоград и станция метро «Парнас» – Сертолово.

Некоторые маршруты вызывают вопросы. Например, непонятно, зачем помимо направления из Сертолово в Озерки прокладывать еще и ветку до Парнаса. То же самое касается линий «Зоопарк» – Конная Лахта и «Коломяжская» – Лисий Нос: они по большей части будут дублировать друг друга. Но в любом случае перспективы по двум последним линиям очень отдаленные, поскольку станции метро «Коломяжская» и «Зоопарк» планируются к запуску только в 2025 году.

Вытеснить маршрутки

Разумеется, самый насущный вопрос – откуда возьмутся деньги? На строительство всех тринадцати линий потребуется более 120 млрд руб., в том числе только на ветку от метро до Пулково – 8,6 млрд руб. Доля государственного участия (бюджеты всех уровней) определена компанией «Инвест-Консалт» для каждой ветки ЛТР по-разному: от 82% для направления «Ладожская» – Всеволожск до всего лишь 12% для маршрута из Рыбацкого в Колпино. В среднем доля госучастия составит около 40%, причем часть средств будет выделена из федеральной казны. Для этого требуется подать обращение в Правительство РФ для включения объектов в федеральную адресную инвестиционную программу (АИП). Отметим, что Москва и Московская область уже попросили включить в АИП сразу несколько своих масштабных транспортных проектов и финансирование получили. Что касается Ленобласти, то глава 47-го региона уже не раз отмечал, что столь серьезных инвестиций, которые потребуются для строительства ЛРТ, в региональном бюджете нет.

Остальные деньги (60%) в проект должны вложить частные инвесторы. Заместитель генерального директора АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленобласти» Валентин Енокаев подчеркнул, что проектом ЛРТ в Пулково «уже заинтересовалось как минимум пять компаний». Срок окупаемости каждой линии определен в 16 лет при ориентировочной стоимости проезда 50 руб. в один конец.

Примечательно, что реализации проекта строительства ЛРТ (во всяком случае, некоторых линий) могут помешать… Российские железные дороги. Первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов на заседании координационного совета уже выразил беспокойство относительно «дублирования линиями легкорельсового транспорта существующих железнодорожных веток» и, соответственно, оттока пассажиров с пригородных электричек. При этом все проекты ЛРТ необходимо будет согласовывать не только с главами субъектов РФ, но и с руководством РЖД.

Впрочем, глава АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленобласти» Кирилл Поляков считает, что легкорельс составит конкуренцию не электричкам, а многочисленным маршруткам – не самому безопасному виду транспорта. «Около 400 тысяч человек ежедневно приезжает в Петербург на работу из области. Сегодня основной поток людей передвигается на маршрутках, при этом перевозки по железной дороге постоянно сокращаются. Необходимо развивать внеуличные виды транспорта», – заявил он.

Добавим, что перспективы строительства линии ЛРТ в Петербурге обсуждаются уже много лет. Еще в 2008-2009 годах планировалось построить «Надземный экспресс» из Обухово до Стрельны. Затем появилась идея протянуть ЛРТ от Московского вокзала до Пулково. Однако оба проекта оказались благополучно «похоронены».

Будем надеяться, что с третьей попытки и с федеральной помощью новый вид транспорта в Петербурге и пригородах все же появится.

Текст: Павел Гинёв    Коллаж: Владимир Щербаков   

Свежие статьи

Свежие новости