Неделю назад мы были на экскурсии в МО Ржевка. Сегодня предмет нашего интереса – соседний округ Пороховые. При кажущемся сходстве это территории с разными городскими ландшафтами. Через Ржевку проходит КАД, разделившая округ на две неравные части, поэтому здесь имеются и садоводства, и частная застройка, и обширные депрессивные промзоны. Пороховые – типичный спальный район образца второй половины 1970-х годов, имеющий все присущие таким территориям плюсы и минусы.
Исторические территории Ржевки и Пороховых в массовом сознании давно сплелись в один крупный «спальник». Сегодня его чаще обозначают просто как Ржевку – потому что так короче. Но так было не всегда. Например, в 1970-е годы обитатели частного сектора Ржевки презрительно называли соседние территории «порошками».
Еще одним хлестким и популярным уже в начале 1980-х годов народным топонимом – «страна дураков» – жилой район обязан названиям проспектов, символизировавших героев эпохи развитого социализма – Наставников, Энтузиастов, Передовиков и Ударников. В те годы городские «очередники», получившие квартиры на Ржевке-Пороховых, стремились любой ценой, через Горжилобмен, перебраться в другие районы. Но это было непросто. В объявлениях об обмене так и писали: «Ржевку-Пороховые не предлагать».
Пороховые – один из самых крупных по численности населения (около 133 тыс. человек) муниципальных округов Санкт-Петербурга. Подавляющее большинство обитателей «порошков» живут в многоподъездных типовых панельных домах четвертого поколения (преимущественно 137-й и 504-й серий).
В общей сложности, территория округа – это девять укрупненных жилых кварталов, в которых имеются 18 школ и 26 детских садов, также расположенных в типовых панельных зданиях.
Как добираться?
С точки зрения организации транспортного сообщения Пороховые удобнее Ржевки. Но ненамного. По крайней мере, от первых жилых кварталов «спальника» до станции метро «Ладожская» чуть больше 2 км (за полчаса можно дойти и пешком), до Невского проспекта – меньше 6 км. Но пробки на Заневском проспекте, на подступах к сложнозакрученному транспортному узлу со станцией подземки и вокзалом случаются постоянно. В соседнем Невском районе имеется станция метро «Проспект Большевиков», но она тоже не совсем в пешеходной доступности (около 3 км).
С восточной стороны главная магистраль Пороховых – проспект Косыгина – переходит в Колтушское шоссе, по которому можно выехать на КАД.
В административные границы Ленинграда территория Ржевки-Пороховых была включена в 1960 году. В тот период здесь, на заболоченном берегу Охты, располагались земли совхоза «Выборгский», деревни Малиновка и Жерновка, промышленные предприятия и торфоразработки.
От авралов к застою
В самый разгар брежневского застоя, во второй половине 1970-х годов, на территории Пороховых закипели стройки. Но тогда стройиндустрия не поспевала за полетом мысли проектировщиков. К тому же все силы были брошены на жилье: оно возводилось ударными темпами, в авральном режиме. Строительство транспортных магистралей и объектов соцкультбыта безнадежно отставало от плановых показателей.
Въезжая в квартиры, новоселы принимались устранять недоделки, перемещаться по изрытым траншеями дворам приходилось в резиновых сапогах, а магазины временно размещали в квартирах, расположенных на первых этажах. Вместо элегантных заглубленных паркингов с зелеными зонами, район оброс кольцом гаражных кооперативов. К концу 1980-х годов жилмассив Ржевка-Пороховые приобрел славу одного из самых неудобных для жизни «спальников».
В начале рыночного периода территория была подвергнута уплотнительной застройке: жилые дома и эклектичные среднеформатные торговые комплексы начали возводить на участках, зарезервированных под зоны отдыха, культурные и спортивно-развлекательные объекты. Элегантный и стройный жилой район Правобережья, такой, каким он виделся из мастерских «Ленпроекта» в первой половине 1970-х годов, не сложился.
Прогулка по МО Пороховые (17 фото)

Где жить: только вторичка
В настоящее время строительной активности на территории округа не наблюдается. К числу последних сданных объектов можно отнести ЖК «Олимпик» (ул. Хасанская, 10, корп. 2) и ЖК «Отличник» (Индустриальный пр., 12., лит. А). По нынешним временам это некрупные проекты комфорт-класса.
Вторичный рынок жилья Пороховых также трудно назвать активным. Правда, следует отметить, что рыночная ликвидность квартир здесь заметно выше, чем в соседнем округе Ржевка – в первую очередь из-за того, что метро и относительно комфортный выезд на КАД здесь хоть ненамного, но ближе к жилым домам.
Основное преимущество Пороховых перед соседними территориями – «средненькое», но более или менее однородное качество жилой среды. Массовое строительство развернулось здесь, когда домостроительная индустрия уже переболела хрущевками и ранними брежневками. Львиная доля жилой застройки, а также почти 90% предложений вторичного рынка приходится на панельные 9- и 12-этажные дома 504-й серии, а также 12- и 16-этажные 137-й серии. А квартиры в таких зданиях – все-таки более просторны и комфортны по сравнению с «панельками» предыдущих поколений.
Цены предложений однокомнатных квартир в панельных домах стартуют с отметки 3,2 млн руб. (стандартный вариант: общая площадь – 32-34 кв. м, комната 17-18 кв. м, кухня 7-8 кв. м). Минимальные цены предложений «двушек» в домах серии 1-504Д – чуть меньше 4 млн руб. (общая площадь – 47-49 кв. м, жилая – 28 кв. м, кухня – 7,5 кв. м). Чуть дороже 4 млн руб. предлагают самые дешевые «двушки» в домах 137-й серии (общая площадь – 55 кв. м, жилая – 32 кв. м, кухня – 11 кв. м).
Цены на «трешки» в панельных домах стартуют с отметки 4,5 млн руб., но подавляющее большинство предложений в «панельках» в настоящий момент сосредоточено в ценовом диапазоне 5,4-6,0 млн руб.
В шести километрах от Невского проспекта
Округ Пороховые – давно уже не окраина. Здесь имеется развитая торговая инфраструктура, ведется (правда, затянулось) строительство спорткомплекса с ледовыми полями. До центра города, собственно говоря, рукой подать, но поездка в дневное время почти всегда напоминает бег с барьерами (если ночью и без пробок – 10-15 минут).
Между тем, сложный узел транспортных проблем, который проектировщики не смогли развязать в советские годы, остался. Строительство линии подземки, которая связала бы «спальник» с центральной частью города, на ближайшие годы из градостроительных планов выпало.