В преддверии очередного повышения тарифов ЖКХ с 1 июля нынешнего года мы решили выяснить реальные цифры роста тарифов и их обоснованность на примере одной среднестатистической петербургской семьи, которая обратилась в редакцию БН.

Повысили, снижать не будем
Семья из двух человек проживает во Фрунзенском районе Петербурга. На их жилплощади официально числится один собственник. Общая площадь жилого помещения около 40 кв. м. Обслуживает квартиру ООО «Жилкомсервис № 1 Фрунзенского района».

За год, с апреля 2012-го по апрель 2013 года, в среднем счет на оплату всех коммунальных платежей, за исключением электроэнергии, для указанной квартиры вырос с 1955 до 2835 руб., или на 45%. За три года, с апреля 2010-го по апрель 2013-го, эти показатели подросли с 1625 до 2835 руб., или на 74%. За то же время тариф на электроэнергию рос менее впечатляющими темпами, на 6% и 16,5% соответственно (см. таблицу).

Для того чтобы проверить обоснованность столь резкого роста цен, глава семьи отправил в Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга соответствующее обращение, с просьбой разъяснить порядок расчета и начисления платы за коммунальные услуги.

В ответ Жилищный комитет в лице начальника планово-экономического отдела Н.М. Летенко отправил в Жилкомсервис № 1 уведомление с просьбой «проверить факты, изложенные в обращении, правильность начисления платы за коммунальные услуги и дать соответствующие разъяснения по поставленным вопросам». Несколькими неделями позднее ЖКС №1 за подписью заместителя директора Р.Р. Казиева прислал пространное письмо, суть которого сводилась к следующему:

– «…расчет услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению и отоплению в случае отсутствия приборов учета производится по нормативам, утвержденным Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга от 22.08.2012 № 250-р;

– в соответствии с проверкой откорректированы площади помещений в многоквартирных домах, что и было отражено в счетах-извещениях…».

Далее был приведен порядок расчета этих показателей.

Иными словами, сумма коммунальных платежей в указанном доме изменилась по следующим причинам: появление строк расходов, связанных с общедомовыми нуждами, отсутствие приборов учета общедомовых нужд и корректировка расчетной площади дома.

В результате для собственников жилья ничего не изменилось, тарифы им снижать никто не захотел. Более того, несмотря на обещания чиновников, что после отключения отопления плата за него взиматься не будет, в счете за май сумма по отоплению уменьшилась лишь на 30%. Отметим, что отопление официально было отключено 10 мая. Ранее заместитель председателя Жилищного комитета Валерий Вогачев предупредил, что даже летом этого года петербуржцы могут получить дополнительные счета за отопление из-за ошибок в расчетах управляющих компаний.

Собственно, на этой стадии наши герои и отправили письмо в редакцию с риторическим для России вопросом «Что делать».

Писать письма
Справедливости ради, стоит отметить, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 № 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг» впредь плата за услуги водоотведения и отопления на общедомовые нужды с граждан взиматься не будет.

Однако «норматив потребления на отопление будет включать составляющую на общедомовые нужды, как это было до 01.09.2012». То есть домовые расходы на отопление просто добавят в индивидуальное потребление. Как все это отразится на общей сумме коммунальных платежей, узнаем позже. Пока в счетах за май последние изменения внесены не были. Более того, по мнению руководителя отдела по связям с общественностью Комиссии по недвижимости Общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области Валентины Шестаковой, оказалось, что строка за отопление в мае включена законно – это плата за тепло, которое поставлялось в апреле.

В целом же эксперты Общества потребителей в данной ситуации советуют поступить следующим образом. Во-первых, проверить цифры в квитанции и справедливость начислений в соответствии с ответом ЖКС. Сделать это можно при помощи формул из Постановления Правительства № 354. В Приложении № 2, в разделе III «Расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме» расписаны порядок расчета и расшифровка позиций. Если ваши подсчеты не сошлись с цифрами в квитанции, потребуется написать новое заявление в управляющую организацию, в данном случае в ЖКС № 1 Фрунзенского района, с требованием обосновать расчеты (бланк заявления есть на сайте Общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленобласти). Копию письма отправьте в Жилищную инспекцию. Дело в том, что без прохождения инспекции последующая жалоба в прокуратуру, если до этого, конечно дойдет дело, принята не будет.

Во-вторых, если в ЖКС вас не предупреждали об изменении тарифов за месяц до наступления этого неприятного события, впишите данный факт в заявление для Жилищной инспекции, поскольку это нарушение закона. Официальные запросы в управляющую компанию или в жилищную инспекцию можно сделать в электронной форме, хотя с точки зрения юридической грамотности лучше оформлять все по старинке – на бумаге. В случае отсутствия ответа или отказа привести тарифы в соответствии с законом останется только обращение в прокуратуру и суд. К сожалению, это трудозатратные мероприятия.

Коллективный разум
В целом любые обращения и заявления лучше сразу превращать в коллективные письма. Правда, в нынешних условиях, когда многие незнакомы даже с соседями по площадке, сделать это будет не так легко. Однако в данном конкретном случае «общая беда» способна объединить даже самых непримиримых. Коллективное письмо с просьбой разобраться с управляющей компанией не оставят без внимания ни городские власти, ни Общество по защите прав потребителей, ни даже прокуратура и судебные органы. Дружный коллектив дома, если он, конечно, соберется, вправе не пролонгировать договор с УК. В соответствии с Жилищным кодексом управляющая компания обслуживает многоквартирный дом на основе договора на управление. Последний заключается с собственниками жилья на срок от одного до пяти лет. Хорошо не позже чем за месяц до его окончания найти новую, более «порядочную», УК и по взаимному согласию возложить на нее все юридические моменты по расторжению старого и подписанию нового договора. Досрочное расторжение договора, как в прочем и судебное разбирательство с управляющей компанией – это более сложный процесс и тема для отдельной статьи.

Эксперты не склонны драматизировать ситуацию с коммунальными платежами. По крайней мере, потенциальных покупателей жилья постоянный рост тарифов ЖКХ пока не тревожит. Клиенты интересуются будущими тратами на электричество, газоснабжение, отопление... Но случаев отказа от покупки недвижимости по причине «безумного» размера коммунальных платежей никто не припомнит.

Расходы на оплату коммунальных и прочих услуг и за электроэнергию в квартире площадью 39,9 кв. м*
 

В среднем, февраль, март, апрель 2010

В среднем, февраль, март, апрель 2011

Рост за год

В среднем, февраль, март, апрель 2012

Рост за год

В среднем, февраль, март, апрель 2013

Рост за год

Всего за 3 года

Сумма коммунальных и прочих услуг руб.

1625

1906

17%

1953

2,50%

2835

45%

74,40%

Тариф на электроэнергию руб./ кВт

2,55

2,8

9,80%

2,8

0%

2,97

6%

16,50%

*Количество проживающих 1 чел. (фактически 2 чел.); общая площадь жилых помещений в доме 2151 кв. м; объемы потребления воды и газа остались без изменения; в доме отсутствуют: лифт, мусоропровод, горячая вода…

Текст: Дмитрий Наумкин    Фото: Алексей Александронок