Середину июня синоптики обещают прохладной и дождливой, а затем солнышко должно пригреть. После чего, как бывает из года в год, склады продавцов климатической техники опустеют. Потребителю придется выбирать из того, что осталось. А заваляться на полке может либо что-то совсем никому не нужное, либо неоправданно дорогое.

Занимательная математика
Сегодня на рынке представлены модели кондиционеров всех ценовых классов и всех разновидностей по особенности конструкции. Ту или иную модель выбирают в зависимости от ряда критериев. Во-первых, в зависимости от размеров помещения, в котором планируется установка кондиционера. Во-вторых, ориентируясь на количество источников тепла в помещении. К таковым относятся бытовая техника и люди (в спокойном состоянии взрослый человек отдает в воздух около 100 Вт тепловой энергии, как электролампочка), – все это влияет на уровень температуры в помещении. И третий, наиболее важный для многих критерий – стоимость.

Мощность охлаждения измеряется в киловаттах. Она должна быть равна сумме теплопритоков в помещении от стен и перекрытий, окон, людей и бытовых приборов. Лучше всего доверить расчет специалистам, но, набравшись терпения и вооружившись калькулятором, сделать это можно и самостоятельно. Формула и значения представлены в таблице ниже.

Иногда случается так, что покупатели путают два понятия: мощность потребления и мощность охлаждения. Если говорить об отопительных приборах, то действительно они потребляют примерно столько же, сколько отдают. С приборами охлаждения дело обстоит иначе. Мощность потребления кондиционера примерно в три раза меньше мощности охлаждения. Однако это соотношение условно, так как существуют приборы разных категорий энергоэффективности – от «А» до «G», где первые – самые экономичные, а последние – самые прожорливые. Класс энергоэффективности должен быть обозначен в паспорте изделия.

Митсубиши – не только автомобиль
Разумеется, приборы категории «А» самые дорогие. Они относятся к премиум-классу. Кроме высокой экономичности эти приборы наделены еще массой достоинств. Они долговечны и имеют множество функций управления микроклиматом, сводящих участие пользователя к минимуму, – один раз выставил оптимальные параметры и забыл о приборе. Кроме того, дорогие модели издают меньше всего шума при работе.

Надо заметить, что низкий уровень шума обещают едва ли не все производители для всех своих моделей любого класса. Однако на практике может оказаться, что кондиционер с заявленным в техпаспорте уровнем шума 26 Дб (равно шепоту), работает громче, чем тот, у которого заявлены 32 Дб (равно обычному разговору). Причем как раз последняя, «шумная», модель является представительницей элиты кондиционеров. Может возникнуть впечатление, что в первом случае потребителя обманывают, во втором – пишут в паспорте горькую правду, потому что не в правилах именитых производителей вводить в заблуждение потребителя.

Тем не менее производители не столько лгут, сколько не договаривают всей правды. Так как кондиционер работает в разных режимах, у него и разные уровни шума на каждый из них. Поэтому хитрый производитель делает замер при самом щадящем режиме, когда вентилятор крутит еле-еле.

Приборы премиум-класса выпускаются под марками Daikin, Mitsubishi, Fujitsu, Toshiba. Как можно заметить, все они японцы. Страна Восходящего Солнца никогда не выпускала пальму первенства в том, что касается качества климатического оборудования.
Ориентировочная цена хорошей японской сплит-системы (наиболее распространенный и востребованный вид кондиционеров) сегодня составляет 30-55 тыс. руб.

И Хундай туда же
География производителей приборов среднего класса шире. Здесь и страны Азии, и Европы. Например, южнокорейские LG и Hyundai, итальянский Aermec, французский Airwell, японские Hitachi и Sanyo. Ориентировочная цена на средний класс – 25-35 тыс. руб. Это качественные кондиционеры, немногим уступающие своим конкурентам премиум-класса.

Самые дешевые приборы обойдутся потребителю в 20-30 тыс. руб. Специалисты рекомендуют недорогие кондиционеры проверенных марок: Ballu (Тайвань), Electrolux (Швеция – Германия), Gree (Гонконг), Kentatsu (Япония).

Кроме того, в российских магазинах или в каталогах специализированных фирм можно увидеть марки кондиционеров, еще вчера никому не известные. Завтра их забудут все, кроме тех, кто купил такую модель. А можно вовсе приобрести прибор под известнейшим брендом, но не имеющий к нему отношения.

Такая продукция появляется следующим образом. Российская фирма регистрирует торговую марку, название которой близко по написанию (например, меняют одну букву) или даже полностью соответствует известной и раскрученной. Создают англоязычный интернет-сайт «всемирно известного производителя». В Китае или другой стране с дешевой рабочей силой размещают заказ на производство кондиционеров под этой маркой.

Так, например, в России недавно успешно продавались кондиционеры Sony. Однако на родине Sony таких приборов нет – компания выпускает много всякой всячины, но не кондиционеры.

Моно и стерео
Существуют три вида кондиционеров, пригодных для применения в квартирах и небольших по площади офисных помещениях: оконные, мобильные и сплит-системы.

Оконные кондиционеры известны российскому потребителю давно, с советских времен. Однако в последнее время они потеряли популярность из-за ряда недостатков. Во-первых, для установки «оконника» приходится жертвовать частью окна. Во-вторых, при работе они издают много шума. В этом кондиционере все рабочие агрегаты заключены в одном корпусе, блоке, поэтому его относят к разновидности моноблочных кондиционеров.

Еще один вид моноблочных приборов – мобильный кондиционер. Он обладает тем же существенным недостатком, что и оконный – очень шумен. Зато имеет одно важное преимущество. «Мобильник» не нужно специально монтировать. Достаточно просто вывести шланг, через который удаляется горячий воздух от работы прибора, в форточку или в отверстие в стене. Он умещается в багажник автомобиля. Поэтому при необходимости его можно, например, взять с собой в поездку на дачу.

Самые популярные сегодня – сплит-системы. Такой прибор состоит из двух блоков: наружного и внутреннего. Внутренний блок бытовых кондиционеров обычно монтируют ближе к потолку недалеко от окна, а наружный – под окном. Таким образом, сокращается длина связывающей оба блока магистрали.

Помимо самого «сплита» потребителю придется оплатить и его монтаж. В среднем для квартиры установка стоит от 9 тыс. руб. Так пишут в своей рекламе монтажники. Однако в эту цену входит монтаж «сплита» на первом этаже. За работу на высоте стоимость увеличится уже на 2,5 тыс. руб.

Кроме того, заказчику предложат установить защиту наружного блока. В целях экономии многие отказываются от нее, но если зимой значительных размеров наледь сорвется с крыши и упадет на блок, то летом в доме будет жарко и душно. Защита стоит дополнительных две тыс. руб. Итого – уже 14, 5 тыс. руб.

Таким образом, комфортный микроклимат в помещении можно создать примерно за 35-40 тыс. руб., если выбрать хорошую японскую или европейскую модель.

Берегитесь сквозняков
Существует распространенное заблуждение, что сплит-системы подают в помещение свежий воздух. Иногда так думают даже продавцы-консультанты в магазинах, и невольно вводят в заблуждение покупателей.

На самом деле свежий воздух подают в помещение только промышленные и так называемые «полупромышленные» кондиционеры. Это приборы канального типа, т. е. для них необходима прокладка специальных вентиляционных каналов. Такие иногда устанавливают в загородных домах, но в квартире их монтаж практически невозможен. Или, по крайней мере, неоправданно дорог.

Так что единственное, что можно посоветовать, – это открывать окна в положении микропроветривания. А если этого недостаточно, то придется временно выключать кондиционер, так как сквозняки для него губительны.

Микропроветривание, хотя и не вызывает сквозняков, тоже отрицательно влияет на состояние оборудования, но все-таки не так некритично. По крайней мере, модели премиум-класса, напичканные разного рода защитами от неправильного использования, перегрузок и прочим, небольшой приток воздуха с улицы переживут. Да и модели среднего класса тоже. Хотя производители предостерегают от этого – могут отказать в ремонте по гарантии.


Расчет мощности охлаждения для помещения

Q = Q1 + Q2 + Q3, где

Q1 теплопритоки от окна, стен, пола и потолка Q1 = S * h * q / 1000, где

S площадь помещения (кв. м);

H высота помещения (м);

Q коэффициент, равный 30-40 Вт/кб. м:

q = 30 для затененного помещения;

q = 35 при средней освещенности;

q = 40 для помещений, в которые попадает много солнечного света

 

Q2 сумма теплопритоков от людей Теплопритоки от взрослого человека:

0,1 кВт в спокойном состоянии;

0,13 кВт при легком движении;

0,2 кВт при физической нагрузке

Q3 сумма теплопритоков от бытовых приборов Теплопритоки от бытовых приборов:

0,3 кВт от компьютера;

0,2 кВт от телевизора.

Для других приборов можно считать, что они выделяют в виде тепла 30% от максимальной потребляемой мощности.

Источник: по данным климатических компаний Петербурга
 

Текст: Вячеслав Березниченко