Постановление о прекращении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления вынесено 8 февраля 2011 года следователем ГСУ при ГУВД Санкт Петербурга и ЛО и вступило в законную силу, рассказал один из фигурантов этого дела бывший генеральный директор ООО «КосМонблан» Владимир Захаров.

Уголовно-банкротное производство
Напомним, противостояние между банком и застройщиком началось в конце 2008 года, а кредитная история — еще раньше. В январе 2008 года ООО «КосМонблан» заключило с ЗАО «Строймонтаж» договор о строительстве 8,9 тыс. кв. м офисов в элитном жилом комплексе «Монблан». Под этот договор, а также поручительства ЗАО «Строймонтаж» и лично президента одноименной корпорации Артура Кириленко, компания «КосМонблан» получила кредитную линию в размере 717 млн рублей в Балтийском банке.

В конце 2008 года банк направил в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти два иска к ООО «КосМонблан» и ЗАО «Строймонтаж» с требованием вернуть кредитные средства. Суд признал правомочность требования и обязал застройщика вернуть деньги, а в обеспечение иска арестовал те самые 8,9 тыс. кв. м. Однако затем третейский суд признал договор инвестирования строительства жилого комплекса «Монблан» между ЗАО «Строймонтаж» и ООО «КосМонблан» незаключенным. В июле 2009 года «КосМонблан», а потом и «Строймонтаж» подали иски о собственном банкротстве. В итоге в октябре 2010 года, после почти года судебной тяжбы, 3-й апелляционный суд включил в реестр кредиторов ЗАО «Строймонтаж» требования Балтийского банка на 717 млн рублей и признал их обеспеченными залогом. Суд установил, что признание договора инвестирования незаключенным не влечет утрату залога.

Сейчас в реестр кредиторов ЗАО «Строймонтаж» включены 20 компаний, их требования превышают 3,7 млрд рублей. По словам временного управляющего ЗАО «Строймонтаж» Андрея Шутилова, балансовая стоимость активов ЗАО составляет порядка 2,5 млрд рублей. На счетах компании — всего 1,4 млн рублей. В октябре 2010 года компания признана банкротом и в отношении ЗАО открыто конкурсное производство. Все сделки по продаже принадлежащих ЗАО «Строймонтаж» земельных участков, совершенные в период конфликта с Балтийским Банком, следствием признаны экономически обоснованными, то есть улучшившими экономическое состояние общества и позволившими, в том числе, достроить дома для граждан-дольщиков и погасить часть долгов перед иными кредиторами. Признаки преднамеренного банкротства в действия руководства ЗАО «Строймонтаж» не выявлены.

Параллельно в сентябре 2009 года банк добился возбуждения уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 196 УК РФ (преднамеренное банкротство) в отношении Артура Кириленко и генерального директора ООО «Космонблан» Владимира Захарова. Теперь дело закрыто.

Дело закрыто
Помимо прекращения уголовного дела, отменен розыск экс-главы ЗАО «Строймонтаж» Артура Кириленко, сняты аресты почти с 200 квартир и нежилых помещений.

Сам Кириленко, находящийся в настоящее время за рубежом, не намерен возвращаться в страну, опасаясь дальнейшего преследования со стороны Балтийского Банка, в том числе провокаций и новых уголовных дел. «Я убежден, что все это время мы поступали правильно, а банк излишне взбаламутил воду, и полтора года вообще никто ничего получить не мог – ни дольщики квартиры, ни бюджет налоги, ни кредиторы оплаты долгов», – приводятся слова Артура Кириленко в сообщении для СМИ.

Как говорят участники рынка, возвращаться Артуру Кириленко бессмысленно, начинать новые бизнес-проекты у него вряд ли получится. «В ситуации с Кириленко есть плюсы и минусы. С одной стороны, он преодолел сложности и достроил дома, с другой, у него остались невыполненные обязательства перед кредиторами. Оценить, что именно перевесит в случае его возвращения, я не берусь», - говорит Александр Погодин, директор СК «Пионер». «Даже то, что он договорился с большинством банков, не гарантирует ему лояльности с их стороны в случае возвращения. Для того чтобы строить, нужны деньги, а деньги сейчас есть в банках. Кроме того, незавершенность в истории с Балтийским банком, говорит не на пользу возвращения», - считает генеральный директор одной из крупных компаний.

Текст: Павел Никифоров