Основатели несостоявшихся «бизнес-коммуналок» сетовали на психологическую незрелость целевой аудитории, которая не готова оплачивать подобный сервис. «Задумывая проект, я полагал, что в Петербурге наберется 100–200 фрилансеров, способных отдать около 10 тыс. рублей в месяц за услуги коворкинг-центра, – рассказывает Алексей Найден. – Но оказалось, что совсем немногие хотят платить за рабочее место в офисе. В результате мы так и не смогли выйти на точку безубыточности». По мнению предпринимателя, до тех пор, пока психология фрилансеров не изменится, в Петербурге смогут успешно сосуществовать не больше двух-трех подобных центров.

Дебит с кредитом
Между тем сейчас, по разным оценкам, в городе насчитывается от 15 до 20 коворкинг-центров. В Петербурге подобный формат наиболее привлекателен для специалистов IT-индустрии, а также небольших компаний и начинающих коммерсантов, которым не по карману снимать отдельный офис. Помещения площадью 80–120 кв. м рассчитаны на 12 – 25 человек. Плата за пользование рабочим столом, оргтехникой, интернетом, кухней и буфетом варьируется в диапазоне от 4 до 8 тыс. руб., хотя встречаются и более дешевые предложения. За услуги ресепшн и курьеров, телефонию и аренду компьютера приходится выкладывать дополнительные деньги. «В коворкинге, как и в любом другом бизнесе, чем выше уровень комфорта – тем выше цена рабочего места, – объясняет коммерческий директор коворкинговой компании PGRealty Евгений Межуев. – При более высокой цене работник центра сможет позволить себе услуги секретаря, индивидуальный номер, переговорную комнату, а также сервис по встрече его клиентов и другие услуги».

Как признаются организаторы коворкинг-центров, полностью заполнить «вольный офис» удается не часто. «Как правило, из 25 мест в нашем коворкинг-центре примерно половина пустует», – говорит Евгений Межуев. Однако этого оказывается достаточно, чтобы работать пусть с небольшой, но прибылью. «Мы используем помещение площадью 100 кв. м, – рассказывает Евгений Межуев. – При этом ежемесячный доход нашего предприятия составляет от 50 до 70 тыс. руб.». Хотя, безусловно, размер прибыли во многом зависит от арендной платы за помещение. Сейчас офисные площади в Петербурге можно найти по арендной ставке 600–700 рублей за «квадрат». К основным регулярным статьям расходов следует также отнести зарплаты администратора и охраны, уборку офиса, расходные материалы, интернет. Если же говорить о единовременных затратах на оборудование коворкинг-офиса, то они, по словам Евгения Межуева, составляют от 10 до 15 тыс. руб. за одно место без учета аренды помещения. «Чтобы коворкинг-центр работал безубыточно, необходимо установить оптимальноесоотношение цены и качества. Рентабельность не должна превышать 30%, тогда всем будет комфортно, и спрос будет высоким», – считает бизнесмен.

Впрочем, мнения специалистов по поводу прибыльности этого бизнеса разделились. Организаторы коворкинг-центров первой волны уверены, что зарабатывать только на сдаче мест в офисе невозможно. Для того чтобы оставаться на плаву, необходимо иметь непрофильные источники дохода, считают они. Однако их последователи и независимые эксперты верят в самодостаточность коворкинга. «Если коворкинг-центр грамотно позиционирован, то он, безусловно, может быть успешным, – комментирует управляющий партнер компании LCMC Дмитрий Золин. – Главное – найти своего арендатора и создать для него комфортные условия работы. Как правило, такие центры должны работать и охраняться круглосуточно, обеспечивать арендаторов высокоскоростным безлимитным интернет-доступом, предлагать индивидуальные специализированные ячейки для хранения вещей, услуги офис-менеджера».

Заместитель генерального директора по работе с арендаторами БЦ «Белый остров» Кристина Храброва также считает, что коворкинг вполне может приносить доход. «Если коворкинг-центр расположен в центре города или в другом месте рядом с метро, оснащен всеми современными коммуникациями, то, при должном рекламном освещении, он вполне может работать безубыточно», – утверждает она.

Туманные перспективы
Впрочем, сделать коворкинг по-настоящему выгодным бизнесом можно только имея собственное помещение. Но несмотря на то что уровень вакантных площадей в высококлассных бизнес-центрах составляет от 20% до 30%, а большинство новых офисных зданий вообще имеют нулевую заполняемость, владельцы и управляющие офисных зданий не торопятся развивать новый бизнес. По словам управляющего партнера ГК «АйБи Групп» Сергея Игонина, компания не рассматривает такой путь развития как перспективный. «Может быть, это блестящая, гениальная идея, но мы работаем совсем в другом сегменте. Кроме того, чтобы организовать коворкинг-центр, нужны соответствующие площади. Думаю, в современных больших бизнес-центрах вряд ли кто-то будет этим заниматься, так как сдавать офисные площади в состоянии shell&core значительно выгоднее», – говорит эксперт.

Дмитрий Золин также считает, что крупные компании вряд ли станут использовать коворкинг как способ сокращения издержек. Правда, по другой причине. «Если имеется в виду сдача в аренду свободных на данный момент рабочих мест в офисе посторонним людям, то этот метод чреват различными проблемами для компании-арендодателя. Дело в том, что в специализированных коворкинг-центрах все арендаторы отдают себе отчет в том, что они находятся среди малознакомых людей, которые не являются коллегами по их работе, и соответственным образом ограничивают доступ посторонних лиц к конфиденциальнойинформации. Если же компания сдает в аренду именно свободные рабочие места, ее штатным сотрудникам будет сложно перестроиться, в связи с чем возможны утечки информации. И никто не гарантирует вам, что в один прекрасный момент рабочее место в вашем офисе не арендует работающий на вашего конкурента человек», – поясняет он.

Кроме того, по мнению Евгения Межуева, инновации в России долго приживаются. «Возможно, придется подождать, пока люди поймут, насколько этот вид аренды удобен и выгоден для них», – говорит предприниматель.

Дмитрий Золин убежден, что для того чтобы сама идея коворкинга завоевала популярность, необходимо формирование определенного менталитета у соответствующих арендаторов. «Проще говоря, обладание рабочим местом в коворкинг-центре должно стать престижным среди фрилансеров – а именно на них в первую очередь ориентирована данная услуга. Пока же экономический фактор перевешивает: рабочее место дома обойдется гораздо дешевле».
 

Текст: Татьяна Елекоева