Сегодня члены петербургского правительства обсуждали проблему обращения с отходами. В частности, было принято решение о создании специальной структуры – Управления по обращению с отходами, которое объединить все функции, связанные с приемом, сортировкой, транспортировкой, утилизацией и переработкой отходов. Управление возглавил Вячеслав Хмыров, который до этого занимал пост заместителя председателя жилищного комитета Петербурга, курируя «отхожую» сферу.
Правительство также скорректировало городскую Концепцию обращения с отходами, которая была принята в 2005 году и рассчитана на срок до 2014 года. Смольный не отказался от планов по реконструкции двух действующих заводов по переработке мусора с увеличением их мощности каждого до 2 млн кубометров отходов в год. Предполагается также строительство двух новых мусороперерабатывающих заводов, двух полигонов для захоронения твердых бытовых отходов (ТБО) и рекультивация обоих действующих петербургских свалок. Во Фрунзенском, Приморском, Красногвардейском районах должны быть построены мусоросортировочные станции.
Сегодня концепция дополнена несколькими пунктами. В частности, предполагается создать интегрированную электронную систему учета сбора, вывоза и утилизации отходов; разработать логистическую схему обращения с ТБО и внести ряд изменений в федеральные и городские законы, касающиеся мусоропереработки. Кроме того, при реконструкции старых заводов и строительстве новых особое внимание будет уделено проектам, которые предусматривают выработку энергии за счет использования мусора. «Мы должны выполнить задачу, поставленную федеральным правительством, которая предусматривает сокращение энергоемкости ВВП к 2020 году на 40%», - отметил Вячеслав Хмыров.
Сроки реализации мероприятий концепции решено пока оставить открытыми, уточнив их в ближайшее время. По словам Вячеслава Хмырова, «экономическая ситуация в стране изменилась», и привлечь средства для реализации столь дорогостоящих инвестиционных проектов, как строительство мусороперерабатывающих заводов, сегодня непросто.
Платить никто не хочет
В Петербурге действует, по сути, одна мусороперерабатывающая компания - ГУП «Завод по механизированной переработке бытовых отходов». Он объединяет три предприятия: первую очередь головного завода по переработке мусора в Янино (МПБО-2), опытный завод в Горелово (ОЗ) и полигон для складирования твердых бытовых отходов (ТБО) «Новоселки». Мощность МПБО-2 составляет 400 тысяч тонн в год. Он был построен в 1970-е годы и в 2005-2006 годах прошел полную реконструкцию. В последние лет десять разного рода эксперты привычно констатируют, что все три предприятия, входящие в ГУП, работают на пределе своих возможностей.
В конце 2005 года правительство Петербурга приняло решение начать строительство второй очереди МПБО-2, выделить на ее строительство 70 млн евро и завершить реализацию проекта в 2008 году. Однако работы так и не начались. Чиновники объясняли это тем, что не смогли найти инвестора.
По мнению специалистов, без поддержки городского бюджета реализовать столь крупные проекты практически невозможно. Именно этим объясняется тот факт, что от своих планов по строительству в Петербурге мусороперерабатывающих заводов уже отказались несколько иностранных инвесторов. В частности, в разное время о таких намерениях заявляли австрийская компания EVN, финская Biowork Oy, японская Marubeni и другие. Компания со шведскими корнями ООО «Милье SPb» в 2006 году даже получила в поселке Левашово участок для строительства завода по переработке отходов мощностью 500 тысяч тонн мусора в год и стоимостью 120 млн евро. Но в прошлом году фирма передумала строить завод.
Год назад администрация Петербурга заявила, что к осени 2008-го объявит конкурс по отбору частного инвестора для строительства второй очереди мусороперерабатывающего завода в Янино. Проект стоимостью 120 млн евро планировалось реализовать на принципах государственно-частного партнерства. По расчетам Смольного, мощность нового завода должна была составить около 350 тысяч тонн в год. За счет выделения тепла в процессе переработки предприятие должно производить как минимум 12 мВт тепло- и электроэнергии в сутки (тепло вырабатывается в процессе производства компоста из мусора). Технология предусматривает механическую сортировку поступающих на завод ТБО, после чего органические отходы перерабатываются в компост, неорганические в основном подлежат захоронению на полигонах (за исключением извлеченных в ходе сортировки стекла, пластика, металла и т. д., которые будут пускать во вторичную переработку). На строительство потребуется два-три года. По оценкам экспертов, запуск второй очереди завода позволил бы увеличить общую долю перерабатываемых отходов в Петербурге до 40%. Сейчас в городе ежегодно производится свыше 7,15 млн кубометров бытовых отходов.
Интерес к данному проекту проявляли представители немецко-австрийско-швейцарского холдинга TelDaFax. Как сообщил генеральный директор петербургского представительства этой компании Александр Яковлев, проект не остановлен, но несколько скорректирован. Детали господин Яковлев не уточнил. В прошлом году он говорил: «Мы предлагаем построить завод полностью за счет собственных средств, вложив в него 110 млн евро. Срок окупаемости — 15 лет. Он сможет вырабатывать 8 мВт энергии, из которой около 2 мВт потребуется на обеспечение нужд самого завода, остальное можно продавать сторонним предприятиям».
Но и эта идея не воплотилась в жизнь. В петербургском комитете по инвестициям и стратегическим проектам говорят, что пока ни одного сколько-нибудь реального инвестора – ни отечественного, ни иностранного – на горизонте нет.
Экзотичные проекты
Как считают в жилищном комитете, дело не только в сложностях с финансированием, которые особенно обострились в связи с кризисом. Но и в сложившейся в РФ системе переработки отходов. Наше законодательство не предусматривает возможности дифференцированной установки тарифов за прием на переработку отсортированных и смешанных отходов. В Европе, например, стоимость вывоза и утилизации смешанных отходов в разы дороже, чем сортированных, так как селективный сбор мусора позволяет намного эффективнее перерабатывать ТБО и получать от этого доход. А раз сортировать отходы невыгодно, то система переработки действует неполноценно. Сейчас заводы сами занимаются сортировкой. На МПБО-2 этот процесс проходит около 30% поступающего мусора, на ОЗ — всего 4%. В планах жилищного комитета — строительство за счет бюджета как минимум шести сортировочных станций, что позволит повысить привлекательность бизнеса по мусоропереработке.
По данным петербургского депутата Сергея Соловьева, за счет внедрения повсеместного раздельного сбора мусора, более детальной сортировки ТБО на заводах, а также повышение процента их переработки (сейчас рециклинг проходит в общей сложности не более 30% всех производимых горожанами отходов) город мог бы ежегодно экономить как минимум 1,5-2 млрд рублей. Сергей Соловьев считает, что Смольный не спешит с исполнением собственной концепции по обращению с отходами. В ней идет речь о раздельном сборе мусора, но не установлены конкретные задания по получению вторсырья. Во многих районах Петербурга появились разноцветные контейнеры для селективного сбора мусора. Но большинство жителей просто не знают, для чего они нужны. А потому выбрасывают отходы, не сортируя. К тому же, даже если бы хотя бы половина населения стала отдельно складывать стекло, бумагу, пищевые отходы и металл, все равно везти на переработку все это пока некуда.
В результате основная масса ТБО по-прежнему захоранивается на свалках, что само по себе прибыли не приносит, да еще и требует затрат на утилизацию и транспортировку, которая составляет основную часть расходов на обращение с ТБО. Кроме того, вскоре, согласно планам Смольного, основной городской полигон в Новоселках будет закрыт, а новый предполагается построить в Ленобласти. Значит, расходы на транспортировку мусора возрастут. Соловьев подсчитал, что затраты на вывоз отходов, компенсируемый сборами с населения, с 2003-го по 2008 годы возросли с 939 млн рублей до 3 млрд. При существующей системе обработки ТБО в 2014 году населению города, по данным депутата, придется заплатить за сбор и вывоз мусора 8 млрд рублей в год. Между тем при внедрении рециклинга, наряду с сокращением суммарных затрат на организацию сбора, транспортировки и хранения мусора на 15-20%, город сможет получать еще и доход от реализации продуктов переработки. В том числе и от выработанной за счет использования отходов энергии.
Однако председатель совета директоров НПК «Механобр-техника», председатель совета Санкт-Петербургской ассоциации рециклинга Леонид Вайсберг гораздо более скептичен в отношении прибыльности «мусорной» энергии: «При мусоросжигании тепло получается от прямого процесса сгорания отходов. При переработке мусора, если взять так называемое анаэробное компостирование, в начале процесса мы получаем метан для последующего сжигания. Но в обоих случаях получение энергии является неким попутным результатом главного – достаточно затратного дела обезвреживания отходов. Полученные при этом немножко топлива или тепла могут вам позволить несколько – на какие-то проценты - снизить ваши затраты на обезвреживание отходов. К примеру, условно эти затраты составляют $150 за тонну отходов. При этом вы получите электроэнергии на $5. Таким образом, обезвреживание тонны мусора обойдется вам дешевле на эту незначительную сумму».
Чтобы получить высокую рентабельность, говорят эксперты, инвестор должен быть уверен, что он сможет обеспечить загрузку своего мусороперерабатывающего завода 350-500 тысячами тонн ТБО в год. Для этого нужна прозрачная система обращения с отходами в городе. Этим Петербург пока похвастаться не может. А потому и инвесторы, пожелавшие попробовать себя на мусорном рынке нашего города, теряют к этому интерес, как только более серьезно углубляются в эту систему.
«Биотопливо, ветер и другие источники энергии для нас несколько экзотичны. Я применил бы к ним термин «дополнительная энергетика». Ибо альтернативы энергетике, построенной как на сжигании углеводородного топлива во всех видах, так и на гидроэнергетике, ни ветер, ни мусор составить не могут. Биотопливо хорошо, но тогда, когда у вас в доме тепло, когда вы приготовили еду на газе или на электроэнергии. Тогда можно у каминчика сесть с чашечкой кофе и сжигать экологически чистое биотопливо. Но не более того. Это, знаете, как бы полировка своих потребностей, а не основное их удовлетворение. Пока», - говорит Леонид Вайсберг.
Сжигать или перерабатывать?
Однозначного мнения относительно экологичности того или иного способа переработки или захоронения мусора среди экспертов нет. Экологи предупреждают о вреде мусоросжигания. «Пока мусоросжигательный завод работает в штатных условиях, без сбоев, серьезной опасности он собой не представляет. Но, к сожалению, у нас так не бывает. Отклонение от температурных режимов – весьма распространенная ситуация для таких предприятий. А при этом в атмосферу выбрасываются крайне опасные стойкие органические загрязнители. В частности, некоторые из них приобрели печальную известность тем, что вызывают внутриутробные уродства у детей. Проблема еще и в том, что часто они находятся в воздухе в концентрациях, близких к порогу обнаружения. То есть современными датчиками выявить их присутствие крайне сложно. И вот эти вещества нас травят, а мы этого не подозреваем. К тому же действие их еще не до конца изучено. Распространяться же они могут на огромные расстояния. Известно, например, что продукты сгорания с мусоросжигательных заводов из Индии были обнаружены в организме пингвинов на Антарктиде», - говорит директор Центра экспертиз ЭКОМ, кандидат биологических наук Александр Карпов.
Само по себе мусоросжигание, отмечают ученые-экологи, имеет право на существование. Но только в том случае, когда возможно строго следить за тем, чтобы в топку не попадали те составляющие ТБО, которые при сгорании дают наиболее вредные химические соединения. Но в России нет системы сортировки мусора, а потому экологи предполагают, что сжигаться будет все подряд. Точно определить, насколько существенный вред будут оказывать продукты сгорания мусора, состав которого неизвестен, практически невозможно.
Более перспективно и относительно экологически нейтрально, считает Александр Карпов, производство энергии за счет выделения газа, который образуется при сбраживании отходов. Такие технологии мусоропереработки с выделением биогаза широко используются за рубежом. Но у нас пока не получили распространения.
Однако, по данным главного технолога ОАО «Механобр-Техника» Надежды Михайловой, негативный эффект для атмосферы от выброса метана при разложении ТБО на полигонах в 22 раза выше, чем эффект выброса углекислоты при горении. Она напомнила, что метан считается более опасным парниковым газом, чем углекислота.
Город стремится к тому, чтобы сделать мусоропереработку и его захоронение менее вредными для окружающей среды. Например, три года назад Смольный закупил шведские машины по прессовке и упаковке мусора. Их установили на станциях сортировки бытовых отходов. Здесь мусор сортируют, выбирая из него то, что может пойти на вторичную переработку. Оставшееся идет под пресс, затем машина упаковывает мусор в плотные тюки, обернутые полиэтиленом. Причем в качестве упаковки применяется саморазлагающаяся пленка, которая изготавливается в Петербурге по технологии, разработанной британскими учеными. Кроме того, упаковочные пакеты из такой пленки стали появляться и в городских супермаркетах. Стоят они всего на 20 копеек дороже.
Как заявила на прошедшей в июле в Петербурге конференции по проблемам особо охраняемых территорий губернатор Валентина Матвиенко, «нигде в мире мусор не перерабатывается на все 100%, в лучшем случае – на 30%».
«А остальные 70% куда? Все равно придется сжигать», - сказала она. К тому же, добавила губернатор, у нас в стране совершенно не отработана цепочка производств по переработке отходов, и не имеет смысла сейчас ориентироваться на этот путь.
Глава Минприроды Юрий Трутнев на той же конференции заявил, что его ведомство в течение ближайших двух лет рассчитывает выработать все необходимые законодательные документы, которые позволят наладить более эффективную работу с мусором.
Так что пока со строительством мусороперерабатывающих заводов можно не спешить.
Справка БН:
По данным Управления по обращению с отходами, сегодня в Петербургском ЖКХ ежегодно производится около 6 млн кубометров ТБО. К 2014 году этот показатель вырастет до 7 млн кубометров, общее количество производимых городом отходов составит предположительно 12 млн кубометров. Из них доля строительных отходов - более 80 тысяч тонн.