Попытки приватизации отдельных усадебных комплексов частными лицами, которые берут на себя обязательства восстановления и реновации дворцов и парков, предпринимаются уже несколько лет. Фактически приватизация объектов культурного наследия началась в прошлом году, когда был отменен мораторий 2002 года на приватизацию памятников федерального значения.

Однако, несмотря на это, интерес у инвесторов вызывают не больше 15% из 187 объектов культурного наследия, находящихся под охраной государства в Ленобласти. Поэтому усадьба Марьино – один из первых примеров приватизации памятника федерального значения на территории региона. Комплекс перешел в частные руки в июне прошлого года. До этого, всю последнюю треть XX века, в нем был расположен санаторий работников тосненского оборонного завода «Сокол». В 2000 году, после банкротства предприятия, все его имущество пошло с молотка. Так у дворцово-паркового комплекса появились новые хозяева — частные лица, которых за 8 лет сменилось около десятка, что привело усадьбу к еще большему запустению. Попытки охранных ведомств опротестовать сделки в судах закончились ничем.

«Процесс приватизации дворца в 2008 году прошел довольно быстро. Все решалось на уровне собственников, через договор купли-продажи. Но сама процедура отчуждения усадьбы из государственной собственности в 2000 году шла довольно долго и трудно – сообщила «БН.ру» главный специалист департамента государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия Ленинградской области Ольга Набокина. - Включение усадьбы в конкурсную массу и ее продажа с молотка противоречила закону, и наше ведомство не раз оспаривало данное решение в судах. Но, несмотря на это, отчуждение произошло. Имение продавали конкурсные управляющие - совсем не известные нам структуры. Но суд признал все это якобы законным», - сообщила Ольга Набокина.

В областном КГИОП добавили, что предпочитают передать поместье конкретному хозяину, чем допустить его окончательное разрушение во время бесконечных тяжб. «Мы рады, что нашелся инвестор, который занялся восстановлением усадьбы, но все должно делаться в соответствии с законом», - заявила Ольга Набокина.

С размахом

На сегодняшний день в собственности владельца – частного предпринимателя и мецената Галины Степановой - находится дворец площадью 3 тысячи кв. м. В стадии приватизации - часть пейзажного парка, 28 га. По словам Галины Степановой, скорее всего, документы на землю будут готовы через 3-5 месяцев. Со временем инвестор надеется выкупить всю территорию парка (около 60 га).

«Для меня восстановление Марьино - это не бизнес. В первую очередь, мне хотелось поучаствовать в спасении памятника культуры. Если когда-нибудь усадьба станет себя окупать – прекрасно. Но это не главная цель», - сообщила она, добавив, что все работы в поместье проводятся на частные средства. Называть источник финансирования восстановительных работ Галина Степанова не стала, пояснив, что сумма инвестиций в проект составляет коммерческую тайну.  

Опрошенные «БН.ру» эксперты отметили, что не зная объема проводимых работ, очень сложно судить о сумме возможных затрат на спасение Марьино. Но счет в данном случае, уверены реставраторы, пойдет на миллиарды рублей. Как резюмировала пресс-секретарь петербургского Союза реставраторов Наталья Анисимова, пока не будет проведен конкурс по выбору исполнителя проекта, ни одна мастерская не возьмет на себя смелость вынести предварительные оценки стоимости работ.

Архитектурные изыски

Сейчас, по словам хранителя дворца и директора музея «Усадьба Марьино» Веры Цалобановой, на основе архивных материалов готовится концепция реставрации дворца, а точнее его фасадов и части внутренних интерьеров, а также некоторых дворовых построек. Все остальное, считает историк, восстановлению уже не подлежит: не сохранилось ни чертежей, ни описаний Поэтому к осени, на основе концепции реставрации дворца, будет создан проект реконструкции всего дворцово-паркового комплекса. Помимо барского дома будут реконструированы и некоторые усадебные постройки, например, мосты, шале, конюшни, каретные сараи. В перспективе к главному зданию имения будут пристроены 2 флигеля и бальный зал, утерянные в XX веке.

Как заверила журналистов Вера Цалобанова, поместье будет круглогодично открыто для посетителей. «Мы планируем, насколько это будет возможно, воссоздать историко-культурный центр, который был здесь раньше. К нам уже приезжают стихийные экскурсии. Надеюсь, со временем их станет больше. Сейчас мы подбираем постоянное место для экспозиции. Возможно, хранилище и музейные залы будут оборудованы в подвале», - отметила она.

В областном КГИОП подтвердили, что проект реставрации усадьбы находится в стадии разработки, причем речь идет только о разработке концепции реставрации фасадов - о восстановлении интерьеров чиновники пока не слышали.

«Владельцы усадьбы Марьино обращались к нам за предоставлением различных справок, разрешений. Но в последнее время нас настораживают излишние работы в парке. Мы будем уточнять этот момент. Изначально было выдано разрешение на проведение работ по расчистке территории парка от растительности, самосева, на восстановление береговой линии прудов. Также было согласованно задание по проекту реставрации фасадов. Но проекта реставрации интерьеров у нас пока нет, хотя какие-то работы в этом направлении в Марьино уже ведутся. Все это мы будем проверять. Хотя, в целом, наш департамент всячески помогает новым владельцам в рамках установленных законодательных норм», - заявила Ольга Набойкина.

В новом статусе

Помимо музейного центра, в ближайшее время из Марьино собираются сделать еще и центр туристический: для спасения имения новые владельцы намерены превратить дворец в гостевой дом на 50 человек. Переоборудование будет делом не слишком сложным – после войны внутренние помещения дворца и так были приспособлены под санаторий. Например, в отстроенном заново в 60-х годах XX века восточном крыле уже расположены 28 номеров эконом-класса. Инвестор намерена их сохранить, добавив к ним еще 28 гостиничных номеров в западном крыле дворца. В эксплуатацию уже введены 15 из них. Кроме того, в кухонном корпусе отремонтирован зал для проведения торжеств, началась реконструкция Большой гостиной в центральной части дворца, идет восстановление парка.

Как отметила Галина Степанова, сейчас в усадьбе проводится временный косметический ремонт. «Мы поменяли двери – пока у нас стоит стеклопакет, вставляем новые окна. В доме ремонтируется кухня, чтобы можно было принимать гостей. Меняются коммуникации, ремонтируется крыша. Только после этого можно будет начинать восстановление внутреннего убранства. С протекающей крышей невозможно реставрировать интерьеры», - заметила хозяйка Марьино. Сроки окончания всех работ на территории комплекса пока неизвестны. По словам владелицы дворца, восстановление проводится этапами, по мере поступления средств.

Несмотря на всю неоднозначность ситуации, защитники культурного наследия рады переменам, происходящим в Марьино. «Это один из немногих позитивных примеров на фоне того ужаса, который творится в дворянских усадьбах Ленобласти. Он свидетельствует о том, что этой разрухе можно противостоять. А ведь в 9 случаях из 10 от поместий остались лишь тени: утрачены и дома, и парки – заявил сопредседатель Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Александр Марголис. - Раньше в Санкт-Петербургской губернии было около 100 барских усадеб. Сейчас стоят единицы».

По мнению Александра Марголиса, если нынешняя владелица сможет возродить поместье, это станет прекрасным примером для других предпринимателей и меценатов. «При грамотном вложении отнюдь не сумасшедших средств и регулярном уходе, Ленинградская область, наравне с Петербургом, может стать одним из самых привлекательных туристических мест в Восточной Европе», - уверен эксперт. Чиновники с этим согласны, но поиски инвесторов для других имений пока затягиваются.

 

Текст: Ольга Мурашко